Томас Манн. Смерть в Венеции

Spread the love
5
(2)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты
Вид Венеции

Наконец-то дошла очередь до Томаса Манна (1875-1955). Скажу честно, его творчество нравится мне меньше, чем произведения его старшего брата Генриха. Хотя, когда я говорю об этом своим друзьям-филологам, они очень удивляются и начинают объяснять мне, какие замечательные романы написал младший брат Генриха и как он велик.

Основным доказательством является при этом Нобелевская премия, которой он был награжден в 1929 году. Об этом же пишут и немецкие коллеги, некоторые из них даже считают его самым известным немецким писателем ХХ века.

Может быть, я пристрастна, но каждый имеет право иметь свои предпочтения. Конечно, некоторые произведения Томаса Манна мне нравятся. Прочла я их немало, половину из его 12 романов, некоторые рассказы и статьи.

Начать обзор творчества писателя я хочу с его ранней новеллы «Смерть в Венеции» (Der Tod in Venedig), написанной в 1911, в опубликованной в 1912 году. Новеллу эту в России часто называют повестью, потому что по объему она к ней приближается, а у немцев понятие «повесть» отсутствует.

История создания этой повести связана с путешествием Томаса Манна вместе с женой и детьми в 1911 году в Венецию. В 1905 году он женился на Катарине (Кате) Прингсхайм. К моменту поездки в Италию у супругов было уже четверо детей. В воспоминаниях жены Томаса Манна упоминается об очень красивом польском мальчике, который привлек внимание ее мужа. Это событие и побудило писателя создать повесть «Смерть в Венеции». Сам автор в качестве еще одного источника сюжета упоминал также историю великого Гете, который будучи уже убеленным сединами старцем, влюбился в юную девушку.

Конструирование из различных источников вообще характерно для Томаса Манна. Основа этого конструирования вполне рациональна, хотя включает в себя и определенные события из жизни автора. Главным героем повести является писатель Густав фон Ашенбах. Способ его работы, который принес ему успех у читающей публики, так же рационален, как у Манна.

Тщательность, точность в деталях и постоянное обуздание своих чувств, ту самодисциплину, которая заставляет писателя каждый день браться за перо, Ашенбах воспринимает как своего рода героизм, как служение искусству. Он отказывал себе в «досуге и беспечной молодости», чтобы добиться славы. И он добивается того, чего хотел. Его произведения пользуются успехом у широкой публики, он — прижизненный классик. Его воззрения носят налет морализаторства. Он ярый противник непристойности и психологизации, но при этом занятие искусством, стремление к созданию совершенной формы пробуждает в нем «невероятно обостренное чувство красоты». Вот только форма обладает способностью быть одновременно нравственной и безнравственной.

В этом наш герой вскоре убеждается сам. Он отправляется в отпуск, оказывается в Венеции и подпадает там под очарование совершенной красоты мальчика-подростка Тадзио. Его увлечение совершенной формой, оборачивается забвением собственных моральных устоев, непреодолимым влечением к объекту своего восхищения и вожделением к нему. Сознавая всю непристойность своего поведения, он тайно везде следует за мальчиком, молодится, чтобы понравиться ему, Узнав о скрываемой чиновниками города эпидемии холеры, он тем не менее не покидает Венецию. В день, когда семья мальчика должна уехать из города, он умирает на пляже, сидя в шезлонге и глядя на Тадзио. Умирает от холеры? Умирает от того, что жизнь без того, кого он страстно полюбил, теряет смысл?

Мысли Ашенбаха и его сны в Венеции наполнены мифологическими образами. Это как бы второй план истории. Дионис и Аполлон ведут борьбу в сознании героя, побеждает Дионис. Борьба с постыдной страстью, как ее изначально воспринимал Ашенбах, закончилась, она полностью завладела им.

Кроме Ашенбаха и Тадзио огромную роль в повести играет изображение Венеции, красивой и порочной, влекущей и отталкивающей одновременно. Вообще, вся эта история наполнена идеями и символами декаданса. Все в этой изнеженной атмосфере тлетворно, все грозит гибелью. Да и сама тема красоты как эстетического феномена типична для периода fin de siècle, конца XIX — начала XX века.

К сожалению, «Смерть в Венеции» кажется мне не самым удачным произведением Томаса Манна. Очень скучным, монотонным выглядит начало повести, характеризующее жизнь и творчество Ашенбаха. Даже моя попытка пересказа этой части произведения стоила мне немалых усилий, уж очень сухо и трудночитаемо выглядит эта часть. Возможно, таково было намерение автора, но я в нем мало что поняла. Гораздо живее и эмоциональнее выглядит часть повести, связанная с Венецией. Особенно изображение самой Венеции. Мастерски описано также постепенное преображение Ашенбаха, хотя отсылка к Платону и упорная мифологизация происходящего кажутся мне несколько преувеличенными.

В общем, об этой повести написано много всего, она вполне подходит для литературоведческого анализа с разгадыванием разных загадок, встроенных в нее автором, но мне кажется, что интерес широкой публики связан прежде всего с появлением в 1971 году фильма, снятого по повести Манна знаменитым итальянским режиссером Лукино Висконти. Там Ашенбах превратился, правда, из писателя в композитора. Два года спустя Бенджамин Бриттен написал свою оперу «Смерть в Венеции».

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!