Урок 2
Предтекстовые задания
Б.1. Прочитайте вслух и постарайтесь запомнить:
Ich kann wetten, was du willst — Могу поспорить на что угодно
Du stellst aber sonderbare Fragen — Ты задаешь однако странные вопросы
Na und? — Ну и что?
Ihr habt nicht eimal einen Reiseführer mit! — У вас нет с собой даже путеводителя!
Das lasse ich gelten — Я с этим согласна
Das ist ja grossartig! —Это замечательно!
Б.2. Внимательно прочитайте полилог:
Galina: Ich kann wetten, was du willst, dass in deinem Koffer etwas fehlt.
Marina: Komisch. Ich habe ja alles mitgenommen, was wir für die Reise brauchen.
Galina: Wohin fahren wir denn?
Igor: Du stellst aber sonderbare Fragen. Weißt du das selbst nicht? Zuerst fahren wir in die Bundesrepublik Deutschland und anschließend nach Österreich. Na und?
Galina: Also, Wir fahren ins Ausland und ihr habt nicht einmal einen Reiseführer mit!
Marina: Das lasse ich gelten. Aber was kann ich denn jetzt, am Abend tun? Und morgen fahren wir schon ab.
Igor: Sie hat recht. Nicht einmal einen Stadtplan von Wien oder Bonn haben wir.
Galina: Hier habt ihr ein Buch über Österreich! Und das ist der erwünschte Stadtplan von Bonn.
Marina: Das ist ja grossartig!
Igor: Ich habe auch vor, ein kleines Wörterbuch und einen Sprachführer mitzunehmen.
Galina: Du wirst dich auch ohne Sprachführer verständigen können. Deutsch ist dein Hauptfach. Ich aber kann mich nur an zwei Sätze erinnern: “Ich freue mich, Sie zu sehen” und “Ich heiße Galina”.
Igor: Du hast ja Deutsch viele Jahre lang gelernt. In der Schule und an der Hochschule.
Marina: Gelernt schon. Aber sehr tüchtig sind wir dabei nicht gewesen. Man hat nie daran gedacht, dass man Fremdsprache brauchen wird.
Послетекстовые задания
Б.3. Краткий пересказ текста: перескажите содержание полилога по-русски.
Б.4. Прочитайте полилог еще раз и ответьте на вопросы:
- Wohin fahren Galina, Igor und Marina?
- Was fehlt im Marinas Koffer?
- Was kann man jetzt, am Abend nicht mehr kaufen?
- Was hat Galina mitgebracht?
- Was will Igor mitnehmen?
- Warum braucht er keinen Sprachführer?
- An welche zwei Sätze kann sich Galina erinnern?
- Warum waren die Mädchen im Deutschunterricht nicht tüchtig genug?
Б.5. Проверьте правильность своих ответов по ключу в конце пособия.
Б.6. Вспомните, какие разговорные фразы на немецком языке вы знаете. Поделитесь с другими членами группы своими знаниями. Запишите те фразы, которые вы не знали.
Б.6а. Если вы работаете над заданиями в одиночку, воспользуйтесь для проверки своих знаний яндекс- или гугл-переводчиком. Не забудьте выписать на карточки новые для вас фразы. Не жалейте бумаги: на каждой карточке должна быть только одна фраза, ее перевод напишите на обратной стороне. Помните, интернет-переводчик поможет, но слова и фразы вместо вас он не выучит!
Б.7. Прочитайте полилог еще раз и разыграйте, составив пары, аналогичную ситуацию: а) вы советуете другу, что он должен взять с собой в дорогу; б) вы по карте и путеводителю уточняете маршрут будущего путешествия; в) вы объясняете причины того, почему вы недостаточно хорошо знаете иностранный язык.
Б.7а Если вы учите язык в одиночку, придется подойти к зеркалу и поговорить с воображаемым собеседником. Даже если мы не артисты, нам в жизни приходится играть много разных ролей. Так что такая тренировка вам сегодня не повредит!
Б.8. Подробный пересказ текста: попробуйте пересказать полилог в 3-ем лице. При этом используйте в зависимости от высказывания предложения с dass или ob. Помните о порядке слов в главном и придаточном предложениях!
Пример: Galina sagt, dass im Marinas Koffer etwas fehlt.
Б.9 Все время говорить sagen скучно. Есть же и другие слова: meinen, denken, glauben, überzeugt sein, bezweifeln. Интересно, как они переводятся? А как произносятся? В этом вам наверняка помогут словари в Интернете. А чем можно заменить слово fragen? И снова напоминание: электронные помощники — это хорошо, но своя голова надежнее, ведь мы хотим выучить немецкий язык.
Обобщающее задание
Составьте полилог на тему: первая встреча группы из Петербурга со студентами Германии по формуле 3+3. Придумайте немецким студентам имена и фамилии. Сколько им лет? Что они изучают? А наши студенты (Галина, Игорь и Марина)? Они тоже должны представиться, поэтому вам придется и им придумать биографии. Вспомните при этом, какие разговорные фразы вы уже знаете. Сначала мы читаем написанные полилоги, все вместе оцениваем их и выбираем наиболее удачные, а потом делимся на пары и представляемся друг другу.
Упражнения на словообразование
Очень важные упражнения для развития языкового чутья
- Переведите следующие группы слов:
a) reisen, die Reise, das Reisen, der Reisende, reisefertig, abreisen, die Abreise, die Reisetasche, das Reisebüro, der Reiseplan, der Reiseführer, der Reisezugwagen;
b) entwickeln, entwickelt, hochentwickelt, weiterentwickelt, die Entwicklung, der Entwicklungsplan, die Entwicklungsgeschichte. - Объясните образование следующих сложных существительных и переведите их:
das Reklameschild, die Landeshauptstadt, das Eintopfgericht, das Rattenfängerspiel, der Flötenspieler, die Gaststätte, die Erkundungsreise. - Определите, какие из нижеприведенных глаголов являются простыми, производными, сложными и переведите их:
beginnen, liegen, stattfinden, anbieten, arbeiten, aufführen, kennenlernen, folgen, betören, liegenbleiben.
Очень интересно и полезно, подталкивает оучающегося к нетрафаретности, изобретательности, при всей облигаторности материала и заданий.
Спасибо, Аня, твое мнение для меня очень важно. Ты сама — человек очень изобретательный во всех сферах твоей деятельности, в том числе, в своих мастер-классах по фонетике и в своем замечательном учебнике.