Я не очень давно вернулась из Италии и во время экскурсии в Бергамо в церкви Санта-Мария Маджоре, разговорившись с экскурсоводом, сказала, что я гид из Санкт-Петербурга. Он меня сразу же стал расспрашивать о городе и особенно много вопросов было задано об Исаакиевском соборе.
Как возник мой интерес к Кваренги
Итальянец также высказал мнение, что чуть ли не половина зданий в нашем городе была сооружена по проектам уроженца из Бергамо архитектором Джакомо Кваренги. Если честно, я раньше не знала, что он родом именно из этого города, но то, что он долго прожил в нашем городе и построил большое количество замечательных памятников архитектуры, многие из которых сохранились до наших дней, мне хорошо известно.
Приехав домой я решила, сначала освежить в памяти материалы, связанные с жизнью и творчеством этого замечательного архитектора, а потом, как говорится, «по свежим следам» написать статью о нем.
Годы его жизни — 1744-1817, родился в Италии в городе Бергамо, умер в Санкт-Петербурге, где и был похоронен сначала на Волковском кладбище в католической его части, а позже, в 1967 году, его останки были перезахоронены в некрополе Александро-Невской лавры.
После основания города Петром I в Санкт-Петербурге работало много итальянцев и в большинстве случаев довольно успешно и плодотворно, построив у нас в городе настоящие шедевры архитектуры, многие из которых сохранились до наших дней. Однако мода менялась быстро, а с ней вместе обычно и архитекторы.
Кваренги приезжает в Россию
Екатерина II в юности увлекалась стилем барокко, но позже предпочла ему классицизм. Когда в Санкт-Петербург из Италии прибыл Джакомо Кваренги, она сразу же проявила большой интерес к его творчеству. И, как показала история, он стал в последние годы ее жизни одним из любимейших ею архитекторов.
Уже в детстве у Кваренги было большое влечение к рисованию, да и вообще, он увлекался многими видами искусства. Сначала он учился в родном Бергамо, но, видя, что мальчик талантлив и в родном городе ему стало уже тесно, родители отправили его для получения достойного образования в Рим.
Учась в столице, юноша заинтересовался архитектурой и поэтому при любой возможности путешествовал по всей Италии, изучая памятники архитектуры и то лучшее, что было создано раньше. Во время путешествий он всегда носил в руках альбом, чтобы зарисовывать все интересное, увиденное во время своих частых поездок, и эта привычка, альбом в руках, сохранилась у него на всю его жизнь.
По просьбе Екатерины II нужно было в Риме найти хороших и успешных архитекторов для работы в Санкт-Петербурге, одним из них стал Джакомо Кваренги и в январе 1780 года он с семьей прибыл в наш город. Буквально через несколько дней он начал свою работу и в скором времени уже сама императрица отметила его необыкновенное усердие и трудолюбие.
Знаменитые постройки Кваренги в Петербурге при Екатерине II
В 1783-1785 годах им было построено здание Академии наук. Это было первое здание в городе, построенное в строгом соответствии с классической архитектурой. Во всем здании чувствуется спокойная торжественность и парадность Очень элегантен и фасад здания, обращенный в сторону Невы. Екатерина была очень довольна этой работой и называла его иногда храмом.
Параллельно с этой работой он строил Эрмитажный театр на Дворцовой площади, обращенный фасадом также и в сторону Невы. Здание театра он соединил аркой, повисшей над каналом, с дворцовым комплексом. С полным правом можно сказать, что этот уголок Санкт-Петербурга является одним из самых живописных и уютных в городе. Безупречность архитектурного стиля Кваренги великолепно сочетается с почти рядом стоящим зданием Зимнего дворца, построенным Растрелли в стиле барокко. От себя могу добавить, работая гидом, я постоянно наблюдала, в каком восторге были гости, увидев всю эту красоту из окон фойе Эрмитажного театра или катаясь на лодке по рекам и каналам.
Современники говорили, что сам архитектор считал эту работу лучшей во всем своем творчестве.
Когда Екатерина решила строить дворец для своего любимого внука, будущего императора Александра I, она попросила сделать это Джакомо Кваренги, и он построил великолепное здание. Существует мнение, и я сама тоже об этом прочитала, что несмотря на то, что в нашем городе и его пригородах есть множество великолепных дворцов, прекраснее Александровского нет. Удивляет и восхищает огромный живописный размах всей композиции, отточенность абсолютно каждой детали. Удачной и великолепной идеей зодчего считается также украшение фасада колоннадой, которая соединяет боковые крылья дворца.
Я обучалась для получения лицензии с правом вести экскурсии в Александровском дворце и хорошо помню и внутреннее убранство его, но это уже другая история, посвященная Николаю II и его семье, которые любили эту свою резиденцию, много жили в ней, вплоть до ареста и ссылки…
Работоспособность и трудолюбие архитектора удивляли всех: летом он целые дни проводил на стройках, а зимой был занят внутренними отделками и рисованием деталей для своих строений.
Петербургская знать хотела, чтобы дворцы им строил любимец самой царицы и они заказывали их постройку у него. Кваренги в этом смысле почти повторил судьбу Растрелли, построив несколько зданий по частному заказу.
Конногвардейский манеж и Смольный институт
После смерти Екатерины II к власти пришел ее сын Павел, который поручил Кваренги строительство нескольких сооружений.
Конногвардейский манеж был построен в 1800-1804 годах в стиле классицизма. Стены манежа по всей своей протяженности кажутся на первый взгляд простыми и деловитыми и только главный вход выглядит особенно торжественно и оформлен портиком с лоджией.
Чуть позже, в 1806-1808 годах, Кваренги построил еще одно крупное здание- здание Смольного института. Работы по проектированию здания института начались еще в последние года царствования Екатерины II. Простота и рациональность всего строения бросается в глаза в первую очередь, но внимательно рассмотрев фасад видишь, как он привлекателен и интересен по своей разбивке.
Постепенно царский двор стал забывать архитектора, и он, еще полный сил и желания работать, на десять лет остался без заказов. Учеников у Джакомо Кваренги никогда не было.
В этой статье я упомянула только некоторые работы архитектора Джакомо Кваренги, которые сохранились, особенно известны и всегда показываются гостям во время экскурсии по городу. Наверное можно сказать, что самыми известными и плодотворно работавшими в нашем городе в 18-ом веке архитекторами, являются Растрелли и Кваренги.
Раиса Курбангалеева
0 Комментариев