«Неизвестная величина» Германа Броха

Spread the love
4 мин на чтение
5
(4)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты
Писатель работает над новым романом

Снова я пишу о Германе Брохе. Оно и понятно, ведь я долго исследовала особенности его объемного произведения «Лунатики», состоящего из трех романов, и его теорию «полиисторического романа». В результате защитила на эту тему диссертацию и опубликовала книгу об этом писателе.

Творческая эволюция Броха и преемственность

Однако сегодняшняя статья, как и несколько последующих, посвящена творчеству этого романиста и философа после трилогии. Это произведение представляло собой первую, достаточно радикальную попытку автора реформировать роман. Дальнейшие поиски в этом направлении заставили Броха отказаться от принципов «полиисторического романа». Тем не менее, какими бы разнообразными приемами ни пользовался в дальнейшем, чтобы видоизменить старую форму романа, определенная преемственность в его творчестве сохраняется. В произведениях автора идеи всегда первичны, а образы вторичны. В основе всех его романов лежит система взглядов писателя на природу человека, общество и его время, которая в течение десятилетий претерпевала определенные изменения, но они не затрагивали основных принципов его концепции.

Герман Брох: творческий кризис и новые горизонты

Если бы творчество Броха ограничилось лишь созданием «Лунатиков», то и в таком случае его имя вошло бы в историю австрийской и европейской литературы. Однако сам писатель не был полностью удовлетворен результатом своей работы.

В середине лета 1933 года Брох начал писать роман «Неизвестная величина». Здесь, так же как и в созданном чуть позже по нему сценарии «Неизвестный Х» (1935), наиболее отчетливо проявляется связь писателя с характерным для того времени течением «новой деловитости».

Немалую роль в особенностях «Неизвестной величины» и скорости ее написания сыграл недостаточный успех «Лунатиков» у широкой публики. Хотя Брох уже во время создания трилогии сознавал, что книга сложна для прочтения, он все же рассчитывал на большее внимание к ней. «Лунатики» почти не раскупались, это привело к материальным потерям автора и издательства, которое ее напечатало. В связи с этим издательство не видело возможности напечатать в ближайшее время что-либо из произведений романиста, и он вынужден был срочно искать другого издателя и соглашаться на его требования. Новое произведение имело более простую и традиционную форму, чем трилогия. Сам Брох указывал на «натуралистичность» своего нового произведения.

Связь романа «Неизвестная величина» с течением «Новой деловитости»

В своем романе Брох сосредотачивается на теме рационализма и иррационализма, очень актуальной в то время благодаря достижениям психологии. В этой книге практически отсутствует изображение общественных реалий, почти все подчинено анализу психики индивидуума. Хотя в «Неизвестной величине» точно обозначается время и место действия (конец 1926 — сентябрь 1927, провинциальный университетский город), но они в значительной мере условны. В этой связи невольно вспоминается одно из первых произведений писателя, о котором я уже писала, его новелла «Методически сконструировано», где изображается типичный, среднестатистический человек в таких же типичных, почти абстрактных обстоятельствах. Однако на этот раз Брох, отступив от этой по сути своей экспрессионистской условности, сближается в своем желании показать дегероизированного героя, маленького человека с представителями немецкой «Новой деловитости» — Л. Франком, Г. Фалладой, А. Деблином, Э. Кестнером. При этом он не впадает в их фактографичность.

Психология персонажа и её воплощение в литературе

Роман «Неизвестная величина» во многом продолжает традиции французского натурализма, в частности, творчества Золя, с учетом того, что привнесли в психологическую науку З. Фрейд и К. Г. Юнг.

Главным героем романа является молодой математик и физик Рихард Хик. Его братья и сестры, так же как и он, одержимы желанием вырваться из мещанской, стесняющей их семьи. Вслед за Золя Брох анализирует влияние среды и наследственности на судьбы этих людей. При этом он понимает, что жесткой привязки этих факторов к формированию характеров и поступков не существует. Соотношение рационального и иррационального, сознательного и подсознательного привносит в физиологические факторы ту сложность и неопределенность, ту множественность конкретного выражения, которого не было у Золя.

Современные проблемы авторских прав и академической этики

Дорогие читатели, я могу здесь лишь в краткой форме изложить то, что написано в моей книге. Она была первой русской монографией о Германе Брохе. К сожалению, она печаталась маленьким тиражом, чуть больше 1100 экземпляров. Впрочем, я убедилась, что ее читают не только диссертанты, пишущие об этом австрийском писателе и философе, что меня несомненно радует, но и те, кто научился заниматься плагиатом. В частности, «Рувики» в Молдове без моего разрешения полностью «передрали» мои размышления в связи с «Неизвестной величиной» о Брохе и Золя, Брохе и психоанализе, Брохе и «новой деловитости». Судиться смысла не имеет, да и возможно ли это в наш век тотальных перепечаток без указания авторства в интернете! Напротив, я где-то даже горжусь тем, что мою монографию вовсю используют, пусть и таким не очень порядочным образом.

Я еще продолжу писать статьи о Германе Брохе. Мной теперь движет неподдельный интерес. Хочу узнать, что еще «увели» у меня мои скрытые доброжелатели. Ждите новых публикаций.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Не копируйте текст!