
Снова я пишу о Германе Брохе. Оно и понятно, ведь я долго исследовала особенности его объемного произведения «Лунатики», состоящего из трех романов, и его теорию «полиисторического романа». В результате защитила на эту тему диссертацию и опубликовала книгу об этом писателе.
Творческая эволюция Броха и преемственность
Однако сегодняшняя статья, как и несколько последующих, посвящена творчеству этого романиста и философа после трилогии. Это произведение представляло собой первую, достаточно радикальную попытку автора реформировать роман. Дальнейшие поиски в этом направлении заставили Броха отказаться от принципов «полиисторического романа». Тем не менее, какими бы разнообразными приемами ни пользовался в дальнейшем, чтобы видоизменить старую форму романа, определенная преемственность в его творчестве сохраняется. В произведениях автора идеи всегда первичны, а образы вторичны. В основе всех его романов лежит система взглядов писателя на природу человека, общество и его время, которая в течение десятилетий претерпевала определенные изменения, но они не затрагивали основных принципов его концепции.
Герман Брох: творческий кризис и новые горизонты
Если бы творчество Броха ограничилось лишь созданием «Лунатиков», то и в таком случае его имя вошло бы в историю австрийской и европейской литературы. Однако сам писатель не был полностью удовлетворен результатом своей работы.
В середине лета 1933 года Брох начал писать роман «Неизвестная величина». Здесь, так же как и в созданном чуть позже по нему сценарии «Неизвестный Х» (1935), наиболее отчетливо проявляется связь писателя с характерным для того времени течением «новой деловитости».
Немалую роль в особенностях «Неизвестной величины» и скорости ее написания сыграл недостаточный успех «Лунатиков» у широкой публики. Хотя Брох уже во время создания трилогии сознавал, что книга сложна для прочтения, он все же рассчитывал на большее внимание к ней. «Лунатики» почти не раскупались, это привело к материальным потерям автора и издательства, которое ее напечатало. В связи с этим издательство не видело возможности напечатать в ближайшее время что-либо из произведений романиста, и он вынужден был срочно искать другого издателя и соглашаться на его требования. Новое произведение имело более простую и традиционную форму, чем трилогия. Сам Брох указывал на «натуралистичность» своего нового произведения.
Связь романа «Неизвестная величина» с течением «Новой деловитости»
В своем романе Брох сосредотачивается на теме рационализма и иррационализма, очень актуальной в то время благодаря достижениям психологии. В этой книге практически отсутствует изображение общественных реалий, почти все подчинено анализу психики индивидуума. Хотя в «Неизвестной величине» точно обозначается время и место действия (конец 1926 — сентябрь 1927, провинциальный университетский город), но они в значительной мере условны. В этой связи невольно вспоминается одно из первых произведений писателя, о котором я уже писала, его новелла «Методически сконструировано», где изображается типичный, среднестатистический человек в таких же типичных, почти абстрактных обстоятельствах. Однако на этот раз Брох, отступив от этой по сути своей экспрессионистской условности, сближается в своем желании показать дегероизированного героя, маленького человека с представителями немецкой «Новой деловитости» — Л. Франком, Г. Фалладой, А. Деблином, Э. Кестнером. При этом он не впадает в их фактографичность.
Психология персонажа и её воплощение в литературе
Роман «Неизвестная величина» во многом продолжает традиции французского натурализма, в частности, творчества Золя, с учетом того, что привнесли в психологическую науку З. Фрейд и К. Г. Юнг.
Главным героем романа является молодой математик и физик Рихард Хик. Его братья и сестры, так же как и он, одержимы желанием вырваться из мещанской, стесняющей их семьи. Вслед за Золя Брох анализирует влияние среды и наследственности на судьбы этих людей. При этом он понимает, что жесткой привязки этих факторов к формированию характеров и поступков не существует. Соотношение рационального и иррационального, сознательного и подсознательного привносит в физиологические факторы ту сложность и неопределенность, ту множественность конкретного выражения, которого не было у Золя.
Современные проблемы авторских прав и академической этики
Дорогие читатели, я могу здесь лишь в краткой форме изложить то, что написано в моей книге. Она была первой русской монографией о Германе Брохе. К сожалению, она печаталась маленьким тиражом, чуть больше 1100 экземпляров. Впрочем, я убедилась, что ее читают не только диссертанты, пишущие об этом австрийском писателе и философе, что меня несомненно радует, но и те, кто научился заниматься плагиатом. В частности, «Рувики» в Молдове без моего разрешения полностью «передрали» мои размышления в связи с «Неизвестной величиной» о Брохе и Золя, Брохе и психоанализе, Брохе и «новой деловитости». Судиться смысла не имеет, да и возможно ли это в наш век тотальных перепечаток без указания авторства в интернете! Напротив, я где-то даже горжусь тем, что мою монографию вовсю используют, пусть и таким не очень порядочным образом.
Я еще продолжу писать статьи о Германе Брохе. Мной теперь движет неподдельный интерес. Хочу узнать, что еще «увели» у меня мои скрытые доброжелатели. Ждите новых публикаций.
