Франц Верфель. Верди. Роман оперы

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 4 минуты

Джузеппе Верди

От немецкой литературы возвращаемся к австрийской. XX век богат именами выдающихся австрийских писателей. Один из них — Франц Верфель (Franz Werfel).

Немного о биографии

Он родился в 1890 году в Праге и принадлежал к так называемому пражскому литературному кругу, в который входили Франц Кафка, Райнер Мария Рильке и ряд других поэтов и писателей, писавших, несмотря на пребывание в чешской столице, по-немецки. Ведь в то время Чехия была частью Австро-Венгерской империи. Во время первой мировой войны Верфель служил в армии. В 1917 году он оказался в Вене и прожил там последующие 20 лет. После аншлюса Австрии к Германии вынужден был, как и многие немецкоязычные писатели, эмигрировать в Америку и умер в 1945 году в Беверли Хиллс.

Верфель — поэт-экспрессионист. Начало пути

Верфель начинал как поэт-экспрессионист. Вот, например, его стихотворение 1911 года «Правильный путь» (Der rechte Weg). Впрочем, название вполне можно перевести и как «праведный путь». Все начинается, как обычное путешествие в незнакомый большой город. Все в нем выглядит достаточно привлекательно и это подкрепляется словами лирического героя «behaglich» (комфортный), «reizend» (очаровательный). Однако его настроение внезапно меняется, когда обнаруживается, что прошло уже очень много времени и он может опоздать на поезд. Все внезапно кажется враждебным, вокруг, не останавливаясь, мчатся автомобили, бесконечными шнурами тянутся улицы, сбивая с пути (…Und alle führen, alle, in die Irre). Это ощущение катастрофичности происходящего, которое возникает из, казалось бы, незначительной ситуации очень характерно для экспрессионистской лирики. Сам Верфель был убежден, что его настоящее призвание — поэзия, и ценил свои стихи выше прозы, но известен он стал в первую очередь благодаря своим прозаическим произведениям.

В 1917 году Верфель познакомился с Альмой Малер, вдовой композитора Густава Малера. О ней я уже писала в своей статье «Альма, красавица Альма». Хотя Франц Верфель был на 10 лет моложе Альмы, у них вскоре завязался роман, закончившийся в конце концов браком. Верфель считал, что если бы не Альма, он не добился бы настоящего признания. Можно предположить, что именно она побудила его писать прозу.

Знаменитый роман о Верди и его особенности

В 1924 году было опубликовано произведение писателя «Верди. Роман оперы». Оно превратило Верфеля в одного из самых читаемых немецкоязычных авторов и одновременно вернуло интерес публики к произведениям Верди. В предисловии к книге, написанном автором в 1923 году, автор упоминает о том, что желание написать ее появилось у него за 12 лет до этого, то есть в том самом 1911 году, когда он написал вышеупомянутое стихотворение. Путь от экспрессионизма к повествованию. которое сам автор называет «историческим». При этом автор указывает на то, что в его произведении присутствуют две плоскости изображения: поэтическая и историческая. Действие происходит «в вымышленном мире и в мире исследуемой действительности».

Согласно сюжету, Джузеппе Верди, приезжает в Венецию тогда, когда там находится Рихард Вагнер. Именно во время пребывания там итальянского композитора Вагнер умирает. Эта поездка Верди в Венецию в 1883 году придумана автором, то есть, рассказанная в романе история является фиктивной. Историческая правда нарушена уже в самом начале повествования. Почему? Дело в том, что это давало возможность Верфелю сравнить творчество обоих композиторов и придавало сюжету необходимую напряженность.

Дуэль теней: Верди против Вагнера

Оказавшись в Венеции, Верди приходит в оперный театр. Он вспоминает время своих триумфов здесь, но сегодня его, кроме старого служителя Дарио, никто не узнает. Итальянский композитор видит, как зрители восторженно принимают и чествуют Вагнера, которого он воспринимает как своего соперника в музыке. Это восприятие Вагнера в значительной степени вызвано высказываниями критики, которая болезненно воспринимается Верди, вызывая у него неуверенность в своих силах и творческий кризис.

В романе подчеркивается связь музыки Верди с народными музыкальными традициями Италии, его приверженность духу Рисорджименто, времени борьбы за объединение Италии. Именно поэтому вторым местом, которое посещает композитор в Венеции, — это дом его друга сенатора. Они оба вспоминают время «Молодой Италии», национально-освободительного движения итальянцев. Их пыл не разделяет новое поколение, сыновья сенатора. Через 20 лет их мечтания и надежды кажутся молодым людям старомодными.

Верди уезжает из Венеции, чтобы тут же снова вернуться туда. Он внутренне готовится к борьбе с Вагнером, к работе над новой оперой. Венеция становится для него местом силы, где он надеется преодолеть свой творческий кризис. И то, что в этом городе находится Вагнер, очень важно для него, он продолжает внутренне спорить с ним и его приверженцами, с критиками, утверждающими, что он,Верди, сам оказался под влиянием его музыки. Когда он в конце концов решает превратить свой внутренний диалог в реальную встречу и разговор с немецким композитором, он узнает о его смерти.

Это не конец романа, а скорее ее кульминационный момент. Чтобы узнать дальнейшую творческую судьбу Верди в интерпретации Франца Верфеля, рекомендую Вам, дорогие читатели, прочитать эту книгу в оригинале или в переводе на русский язык (пер. Н. Вольпин).

Венеция Верфеля и ее роль в романе

Венеция, как место столкновения двух музыкальных гениев и как место силы, где Верди надеется вернуться к плодотворной работе, играет особую роль в произведении Верфеля. В повести Т. Манна «Смерть в Венеции» этот город представал перед нами как вместилище порока, гниющее и умирающее, но тем не менее, обладающее какой-то необъяснимой, иррациональной привлекательностью (см. мою статью на этом сайте). В романе о Верди Венеция очищена от восприятия времен декаданса. Она воплощает Италию и истории, которые разворачиваются в ней: любовная линия Итало, сына сенатора, музей столетнего старца Гритти и его упорное противостояние смерти, история молодого композитора-немца являются как бы венецианским фоном, оттеняющим судьбу Верди.

В общем, роман Верфеля дает возможность читателю не только погрузиться в переживания великого итальянского композитора, но и познакомить с его творчеством и Италией тех, кто не слишком сведущ в музыке. Не случайно Верфель написал в своей книге: «Музыка Верди славилась тем, что она завладевала даже безнадежно немузыкальными людьми».

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!