Г.Климт «Юдифь»
Есть женщины, имена которых мы знаем потому, что их любили выдающиеся мужчины. Их жизнь окружена легендами, которые, если бы они касались обычных женщин, назывались бы просто слухами, сплетнями, наветами, хотя иногда слухи эти подкрепляются фактами (письма, дневники, воспоминания современников…). Кто знал бы имя Лили Брик, если бы не Маяковский? Помнили бы мы сегодня имя Лу Андреас Соломе, если бы не Райнер Мария Рильке?
Такие роковые женщины, женщины-вамп, рождались во все времена и не всегда бывали признанными красавицами, но наверняка обладали потрясающим обаянием и неоспоримым умом. Однако особенно много их появилось на рубеже 19-го и 20-го веков. Именно тогда понятие «роковых женщин» (фр. la femme fatale) распространяется в литературе и живописи, являясь неотъемлемым элементом декаданса. Таковы женщины,изображенные Климтом в его картинах, например, в «Водяных змеях». От их красоты исходит угроза, их влечет течение жизни, но где-то рядом уже притаилась смерть.
Вот одна из них — Альма Малер (1879-1964). Прочитав о ней в книге Беатрикс Шиферер, посвященной выдающимся женщинам Вены, я заинтересовалась ее судьбой. Тем более, что имя было тесно связано с именами композитора Густава Малера, архитектора и основателя знаменитого «Баухауза» Вальтера Гропиуса, художника Оскара Кокошки и писателя Франца Верфеля. Утверждается даже, что ее с некоторой иронией называли «вдовой четырех искусств». Правда, это выражение не совсем точное: двое из ее возлюбленных (Гропиус и Кокошка) пережили ее.
Родилась Альма в Вене, в семье художника Э.Я.Шиндлера и певицы А. С. Шиндлер. С детства она занималась музыкой и не только прекрасно играла на пианино, но и сочиняла музыку. Увлекалась она и литературой. Знакомство с художниками, музыкантами и другими представителями Венской богемы не только ввело ее в курс основных тенденций искусства, но и через некоторое время привлекло к ней первых поклонников, скорее ее красоты, чем ее талантов. Сначала в 17-летнюю девицу влюбляется художник Густав Климт, а чуть позже — ее педагог Александр Цимлинский, композитор, к числу учеников которого принадлежали Альбан Берг, Антон фон Веберн, Арнольд Шенберг. Обоим своим поклонникам Альма отвечала взаимностью. В обоих случаях это была платоническая любовь, не лишенная, правда, эротизма.
Впрочем, такого рода отношения не были чем-то необычным в ту эпоху. Достаточно вспомнить дружбу Лу Андреас Соломе с Фридрихом Ницше и его другом Паулем Рее. Или утверждения по поводу брака Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, Александра Блока и Любови Менделеевой.
Это ничуть не отменяло любви плотской, которая воспринималась скорее как греховная, то, что проповедовавший в то время свой психоанализ Зигмунд Фрейд называл «Trieb» (инстинкт).
В конечном счете Альма вышла замуж за Густава Малера, композитора, бывшего тогда еще и директором придворной оперы. Сначала родилась Мария (она умерла в пятилетнем возрасте), а потом и вторая дочь — Анна.
Вскоре брак начал трещать по швам, супруги были слишком разными, и в 1910 году роковая красавица влюбилась в очередного выдающегося мужчину — Вальтера Гропиуса. Правда, тогда архитектор Гропиус не был известен, ему еще предстояла мировая слава. Впереди были основание в Веймаре художественной школы «Баухауз», создание нового стиля в архитектуре, эмиграция в Лондон, а потом работа в Америке.
Связь с Гропиусом не привела к разрыву с Малером, брак сохранился, но ненадолго. В 1911 году Малер умирает и Альма становится вдовой.
На смену музыке и архитектуре приходит живопись. В Альму влюбляется ученик Г. Климта Оскар Кокошка. Они начинают жить вместе и их связь длится три года, пока Кокошка не отправляется на фронт (ведь уже идет первая мировая война), а красавица не решает возобновить отношения с Гропиусом. К тому времени он уже приобретает некоторую известность. Приехав в Берлин, где живет архитектор, Альма вновь покоряет его сердце. В 1915 году они заключают официальный брак. И снова рождается ребенок, дочь Манон.
А что же Оскар Кокошка? Тяжело раненный на фронте, он, лежа в госпитале, просит Альму навестить его. Она не приходит. Ее выбор уже сделан. Художник не может забыть возлюбленную. Он заказывает куклу, которая должна стать копией Альмы, Когда ее присылают ему, он разочарован. Во время попойки с друзьями он отрубает ей голову в саду своего дома и поливает ее красным вином, Полицейские даже принимают куклу за человеческий труп, но потом все выясняется. Так Кокошка прощается с Альмой.
Пугающая история, не правда ли? А помнит ли кто-нибудь фильм «Господин оформитель» (1988 г.) с музыкой Сергея Курехина и Виктором Авиловым в главной роли? Фильм о художнике, встретившем созданную им и ожившую куклу? Фильм необычайно хорош своей атмосферой эпохи модерна, того самого декаданса, с которым и связано в данном случае понятие «роковых женщин». Те, кто не видели этот фильм, посмотрите его в Интернете. Он того стоит.
Однако вернемся к Альме. Через год после рождения дочери Манон она снова влюбляется, на этот раз в поэта Франца Верфеля. Великодушный Гропиус в 1920 году дает жене согласие на развод и даже берет всю вину на себя, чтобы спасти честь бывшей неверной супруги.
В 1929 году Альма Малер становится Альмой Малер-Верфель. К тому времени опубликованы уже четыре романа Верфеля, он превратился из поэта в знаменитого писателя-прозаика и драматурга. Однако рассказ о творчестве Франца Верфеля еще впереди.
Повествование же о красавице Альме закончено. Можно было бы поиронизировать над этой женщиной, ее тщеславием и эгоцентризмом. И даже вспомнить рассказ Н. Тэффи «Демоническая женщина», где автор смеется над такими изображающими загадочность, романтически-порочными, томными дамами, вхожими в круги богемы и считающими себя неоцененными талантами.
Однако мы не будем торопиться смеяться. Какой бы ни была Альма, но одна очень важная способность была ей присуща: она замечала чужие таланты, даже тогда, когда они еще полностью не проявились, и, как умела, помогала им раскрыться.
0 Комментариев