Крылатые слова и выражения (3)

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты
Молодой человек читает книгу Лессинга

Моя статья вновь посвящена Лессингу. На этот раз — его произведению «Натан Мудрый» (Nathan der Weise). Это пьеса в стихах, состоящая из 5 действий. На мой взгляд, она сегодня актуальнее, чем когда-либо. Ведь речь в ней идет о трех основных мировых религиях — христианстве, мусульманстве и иудаизме, и о религиозной и национальной терпимости.

Религия как тема пьесы не является случайной. Родившийся в семье протестантского священника, Лессинг по настоянию отца некоторое время изучал в университете Лейпцига теологию, но потом переключился на медицину. Впрочем поэзия, драматургия и журналистика интересовали его гораздо больше. Тем не менее, его в течение всей жизни продолжали волновать вопросы религии.

Сюжет пьесы

Действие пьесы разворачивается в конце XII века в Иерусалиме, во времена крестовых походов. Главные действующие лица этого произведения — богатый торговец-еврей Натан, получивший прозвище «Мудрый», арабский султан Саладин и рыцарь-крестоносец, принадлежащий к ордену тамплиеров, помилованный султаном, потому что напомнил ему внешне его брата Ассада. Таким образом, в произведении представлены три разных вероисповедания и три нации.

В пьесе важную роль играет судьба дочери Натана Рэхи, с которой тесно переплетены судьбы других героев. Выясняется, что она — дочь христианки, удочеренная Натаном, отцом же ее был брат Саладина. Влюбившийся в нее рыцарь оказывается ее братом и племянником султана. Полная драматизма история заканчивается вполне благополучно.

Притча о трех кольцах

Смысл выражен в притче, рассказанной Натаном Саладину, в ответ на вопрос, какую религию тот считает истинной.

Эта притча о трех кольцах воплощает идеи Просвещения о веротерпимости и гуманизме. Утверждают, что сюжет о трех кольцах, которые отец завещал трем своим сыновьям, и об их споре между собой, какое кольцо является настоящим, восходит к XI веку. Особенную известность он получил благодаря Боккаччо. Впрочем, моим читателям имеет смысл самим прочитать драму Лессинга, чтобы узнать, как мудрый судья решил вопрос о том, кому из братьев принадлежит волшебное кольцо.

Постановки пьесы

Пьеса «Натан Мудрый» является последним произведением драматурга, опубликованным в 1779 году. В 1783 году, уже после смерти автора, она была поставлена в Берлине, однако особого успеха не имела.

Лишь в 1801 году, благодаря Гете и Шиллеру (последний сделал обработку пьесы для постановки), она была поставлена в Веймаре, после чего приобрела большую известность в Германии. Интересно, что она была показана в Германии в первом спектакле Немецкого театра имени Макса Рейнгарда сразу после окончания Второй мировой войны (1945 г.), став тем самым выражением протеста против фашистской юдофобии и религиозной нетерпимости. Вскоре после этого она стала ставиться и в других театрах Германии.

Крылатые слова и выражения из пьесы «Натан Мудрый»

Убеждая свою дочь Рэху, вынесенную из пожара рыцарем-храмовником, что ее спас не ангел, а живой человек из плоти и крови, пытаясь пробудить в ней трезвый подход к произошедшему, Натан говорит:

Es ist Arznei, nicht Gift, was ich dir reiche. — Я даю тебе лекарство, а не яд.

В разговоре с дервишем Аль-Гафи, который пошел на службу к Саладину, утверждая, что не мог поступить иначе, он обязан был стать султанским казначеем, Натан возражает: Дервиш обязан?

Kein Mensch muß müssen. — Ни один человек не обязан быть обязанным.

Когда рассорившиеся между собой братья приходят к судье и каждый из них утверждает, что его кольцо — волшебное, судья возражает им:

Betrogene Betrüger. Eure Ringe / Sind alle drei nicht echt. — Обманутые обманщики. Все Ваши три кольца не настоящие.

Der echte Ring / Vermutlich ging verloren — Настоящее кольцо вероятно потерялось.

Рыцарь-тамплиер, узнав, что дочь Натана по рождению христианка, приходит к патриарху Иерусалима и спрашивает, что сделают с евреем, воспитавшим христианку в иудейской вере. Тот отвечает, что его сожгут на костре. Рыцарь пытается как-то смягчить произнесенный приговор, но патриарх заявляет:

Tut nichts! Der Jude wird verbrannt! — Это неважно! Еврей должен быть сожжен!

Ослепленный своей любовью к Рэхе, тамплиер приходит к султану Саладину и обвиняет Натана, не согласившегося сразу отдать за него замуж свою дочь, в лживости и прочих грехах, якобы свойственных его нации. Во время спора с Саладином, защищающим Натана, он и произносит эти слова:

Es sind nicht alle frei, die ihren Ketten spotten. — Осмеять оковы, еще не означает, освободиться от них.

Как ни странно, но мир и сегодня, в XXI веке, в не свободен от религиозных и национальных распрей, все достижения техники не делают человека лучше. Это может сделать только, как говорил Кант, нравственный закон внутри нас.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!