Крабат, или Легенды старой мельницы

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты
Мельница

Я уже писала об Отфриде Пройслере и некоторых его книгах, однако еще не познакомила своих читателей с его самым известным произведением — романом для подростков и взрослых, любящих сказки, а также мистику и тайны. Эта книга, в отличие от трилогии «Der, die, das», явно не предназначена для младшего возраста.

Произведение было впервые опубликовано в 1971 году и через год награждено Немецкой премией литературы для молодежи (Deutscher Jugendbuchpreis). Автор работал над ним с перерывами около 10 лет. Сам Пройслер считал, что в этой книге он попытался разобраться со своим юношеским увлечением идеями национал-социализма, понять, что привлекало его в этих идеях и дистанцироваться от них. Для него это был не только его собственный опыт, но и опыт его поколения, о чем я уже писала в одной из своих статей.

На территории бывшей ГДР (офиц. нем. название: новые федеральные земли) проживают с примерно VI века представители западнославянского народа — лужицкие сербы или сорбы, как их называют в Германии. Именно их легенда 17 века о Крабате и стала основой для романа Пройслера. Возможно, интерес Пройслера к сорбскому фольклору возник благодаря изысканиям его отца, интересовавшегося краеведением Судетов, где проживала семья.

Главный герой романа – четырнадцатилетний сирота Крабат, который скитается по миру в поисках пропитания вместе с еще двумя товарищами. Однажды он слышит таинственный голос. Следуя ему, он оказывается на мельнице и остается там в качестве ученика. Вскоре он обнаруживает, что мельница является местом обучения колдовству. Мельник, которого называют Мастер, дает своим ученикам уроки черной магии, и Крабат постепенно начинает осваивать искусство волшебства.

Поначалу его все устраивает, так как несмотря на тяжелую работу он всегда сыт и имеет крышу над головой. Среди подмастерьев мельника у него появляется друг, готовый помочь в трудную минуту. К тому же колдовство дает силу и власть, которые не кажутся Крабату чем-то опасным, сначала он воспринимает все как некую игру.

Однако жизнь на мельнице оказывается далеко не такой радужной, какой она казалась вначале. Ученики мельницы живут в постоянном страхе перед Мастером, который может наказать их за малейшую провинность, они не могут покинуть мельницу по своему желанию. Кроме того, каждый год один из учеников умирает при загадочных обстоятельствах. Крабат понимает, что попал в ловушку, но не знает, как выбраться из нее.

Одним из ключевых моментов в развитии сюжета является знакомство Крабата в пасхальную ночь с девушкой, живущей в соседней деревне. Между ними возникает взаимная симпатия, однако Крабат узнает, что эти отношения следует держать в тайне, так как они могут повредить ей. В то же время любовь девушки — это единственное, что может освободить его из магического плена.

Роман Пройслера был переведен на более 30 языков мира, по его сюжету были написаны 2 оперы и балет, неоднократно создавались театральные постановки. По мотивам «Крабата» в 1977 году чешским режиссером Карелом Земаном был снят полнометражный мультипликационный фильм. В 2008 году «Крабат» был экранизирован режиссером Марко Кройцпайнтнером. Этот совместный фильм Германии, Великобритании и Румынии представляет собой смесь фэнтези и фильма ужасов.

Мультфильм, на мой взгляд, лучше передает атмосферу книги. Что же касается художественного фильма, то он еще раз показывает, что создание экранизации «по мотивам» не всегда является точным воплощением мыслей писателя, идей, заложенных в его произведении. Фильм учитывал прежде всего кинематографические тенденции и потребности массовой аудитории своего времени, что привело к утрате некоторых важных нюансов и глубины, присущих литературному источнику.

Действие фильма переносится в XVII век, хотя в книге оно указано достаточно точно: речь идет о Великой Северной войне т.е. о XVIII веке. Вероятно, для концентрации ужасов войны, бедности и опустошения Европы. Чумазые лица подмастерий изображены в фильме, видимо, с той же целью.

Повествование в романе длится в течение трех магических лет, соответствующих девяти годам обычной, реальной жизни. С этим связана «закольцованность», повторяемость определенных событий и действий. Наличие двух временных пластов, двух реальностей в фильме передать не удалось, как, впрочем, и отношения внутри мельницы: Мастер и таинственный господин с красным пером, появляющийся в полнолуние, с одной стороны, и противопоставленные им подмастерья, представляющие собой команду людей, связанных бытом, общей работой и судьбой. Здесь нет места особой персонализации, несмотря на то, что их имена постоянно упоминаются. Несколько больше мы узнаем разве что о самом Крабате и его друзьях Тонда и Юро. Внутренне меняется тут, в сущности, только один главный герой — Крабат.

«Крабат» Пройслера — это не психологический роман и не фэнтези, а волшебная сказка с типичным для нее построением и завершением. Поэтому довольно странно выглядит концовка фильма, где доносчик, шпион Лышко, которого презирают и боятся все подмастерья, вдруг превращается в «своего» парня, совершающего чуть ли не подвиг бескорыстия и призывающего всех учеников Мастера держаться вместе.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!