«Фабиан». История одного моралиста?

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 4 минуты
Густав Вундервальд. В Веддинге. - Берлин.

Картина Густава Вундервальда. В Веддинге. 1926 год

Произведение Эриха Кестнера «Фабиан. История одного моралиста» я начала читать по рекомендации моей научной руководительницы Ады Геннадьевны Березиной. Честно говоря, я тогда не очень поняла, почему она предложила мне прочесть эту книгу. Конечно, роман вполне вписывался в литературное течение «Новая деловитость», о котором я тогда много слышала. Однако мне казалось, что трилогия австрийского писателя Германа Броха «Лунатики», описывавшая довольно большой период времени от 1888 до 1918 года, повествовавшая на примере трех героев о постепенном распаде системы ценностей, мало связана с повествованием Кестнера. А я занималась именно австрийской литературой.

Два друга — Фабиан и Лабуде

В романе Кестнера речь идет о Якобе Фабиане, живущем в Берлине. Он защитил диссертацию, но вынужден работать рекламистом. Вместе со своим другом Лабуде посещает по вечерам злачные места города, а днем сочиняет рекламу для сигарет, которые он сам считает плохими, но которые дают ему заработок, позволяющий существовать. Основное чувство, владеющее им — это разочарование. Он разочарован в своей работе, в своем бесцельном времяпровождении, его мучает временами мысль о матери, к которой он привязан. Из ее писем он знает, что в лавке, где она работает, товар почти не продается. В стране царит кризис.

Единственным близким ему человеком является друг, с которым он может поделиться. В отличие от Фабиана Стефан Лабуде из богатой семьи. Его отец — видный адвокат. Родители Стефана уже давно живут каждый сам по себе и не обращают внимание на сына, хотя и регулярно снабжают его деньгами. Друг Фабиана только что пережил крушение своих надежд на счастливое семейное будущее. Он выяснил, что его невеста Леда ему не верна. Но у него есть политические амбиции, он написал диссертацию, которая, как ему кажется, принесет ему известность в академических кругах.

Фабиан изучает берлинскую жизнь

Фабиан, то один, то с другом становится свидетелем самых разных, внешне не очень примечательных по тем временам событий: клуб для знакомств с девушками весьма легкого поведения, но еще не опустившимися до уличных проституток, посещение некоей госпожи Молль, представляющей своих будущих любовников мужу, с которым у нее заключен об этом специальный договор, сомнительное кабаре с бесталанными исполнителями, которые выступают на потеху публике, подвергаясь оскорблениям… Картины мелькают одна за другой. Вот девочка ворует пепельницу, чтобы подарить отцу на день рождения, а вот в ателье художницы врывается инвалид с деревянной ногой. Этот Вильгельми, которому врачи предсказали скорую смерть, вымещает свою злость на девице Кульп, избивая ее до полусмерти. А вот два противника: коммунист и фашист, стреляющие друг в друга и попадающие в больницу. А вот старичок-изобретатель, ставший бродягой. Он изобрел машину, из-за которой были уволены тысячи рабочих. Когда же он понял, что принес людям не добро, а зло, то родственники объявили его умалишенным. Он убегает, а его ловят и сажают в сумасшедший дом.

Не только наблюдатель

Фабиан говорит о себе, что он только наблюдатель, но время от времени стремится помочь ближним: платит за пепельницу, украденную девочкой, дает приют изобретателю, вместе со Стефаном отправляет в больницу двух раненных политических противников. Он совсем не так оптимистичен в отношении людей, как Лабуде, но он еще слишком «добр» (помните стихотворение Кестнера про то, что «доброта» тянет человека на дно), чтобы осознать всю жестокость окружающего его мира. Встретившись с девушкой по имени Корнелия и влюбившись в нее, он уже мечтает о новой жизни, но на него обрушивается один удар за другим: его увольняют с работы, а Корнелия бросает его ради богатого и влиятельного продюсера, обещающего ей роль в новом фильме. Единственный его друг Лабуде кончает жизнь самоубийством, потому что обнаруживает, что политика — не его поприще, а диссертация, над которой он работал пять лет, не заслуживает сколько-нибудь положительной оценки. Так по крайней мере сообщает ему ассистент тайного советника, читающего работу, когда Лабуде звонит в университет. Когда выясняется, что ассистент из зависти сыграл с ним злую шутку, Стефан уже мертв.

Берлин и Дрезден

Не только люди, но и сам город играет в романе важную роль. Вот Фабиан идет вдоль забора мимо серых, унылых отелей к станции городской железной дороги. А доехав до центра, видит фасады домов, расцвеченных яркими огнями. В свете фонарей и множества витрин город напоминает ему ярмарку. Крытый рынок источает отвратительные запахи, по улицам словно «слоны на роликах», ездят автобусы, с моста через Шпрее, где стоят и беседуют друзья, видны склады, здания без окон, метро — это подземелье с тускло горящими лампочками, сменяющееся оживленными перронами. Берлин Кестнера поражает своей дневной некрасивостью и натужной, горячечной ночной веселостью. Ему противостоит город, где живет мать Фабиана, его родители, к которым он возвращается. Этот город удивительно красив, но все в нем бывшее: дворец, придворная церковь, королевский оперный театр. Это прошлое, та культура, к которой нет возврата. Для Фабиана в сущности не осталось выбора: настоящее, Берлин, его пугает, прошлое (узнаваемое, как родной город писателя Дрезден) уже превратилось в «пышное кладбище». Именно поэтому конец романа глубоко символичен и ироничен одновременно. Фабиан бросается в реку, увидев упавшего туда мальчика, и в отличие от ребенка, выбирающегося на берег, тонет, потому что не умеет плавать.

Новая жизнь романа

Через 25 лет после публикации романа «Фабиан» Кестнер написал, что «История одного моралиста» — это название, придуманное редактором. Первоначально он хотел назвать свое произведение «Fabian oder der Gang vor die Hunde». «Vor die Hunde gehen» — разговорное выражение, означающее: «идти к чертям собачьим», «катиться к черту», «лететь в тартарары» или просто «погибать». Таким образом, уже в названии была предсказана гибель главного героя, как, впрочем, и того мира, в котором он жил. Здесь уместно вспомнить стихотворение Кестнера, написанное в том же году, что и роман, «Herbst auf der ganzen Linie», где дословно приводится это выражение. В романе Кестнера, как и в трилогии Броха «Лунатики», речь идет о распаде ценностной системы прошлого и о катастрофе, вызванной этим распадом.

В 2021 году вышел в прокат фильм Доминика Графа по произведению Кестнера «Фабиан или полет в пропасть». Он снискал большую популярность в Германии. Кроме того, еще до этого в отдельных театрах страны (Берлин, Дрезден) появились постановки по изрядно подзабытому роману. А позже сюда добавились Мюнхен, Дюссельдорф, Гейдельберг, Дармштадт… Настало время для возвращения «Фабиана».

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!