
Картина Георга (Жоржа) Гросса, изображающая Берлин 20-30-х годов
Бертольт Брехт — драматург, прозаик, поэт, знаменитый режиссер и автор теории «эпического театра». Это человек, который оставил неизгладимый след в немецкой, да и мировой культуре XX века. Он прожил 58 лет, на мой взгляд, слишком мало. А сделать сумел невероятно много, так что кажется, что он прожил не одну, а несколько жизней.
В студенческие годы я познакомилась с песнями, которые исполнял Эрнст Буш: песню о солидарности и песню единого фронта. Их в 30-е годы называли «Песнями борьбы» (Kampflieder). Не помню, где я их услышала, но вскоре, записав их на магнитофонную ленту, я стала проигрывать раз за разом. Дело было не столько в немецком языке, который я тогда продолжала учить, сколько в невероятной энергии, которая исходила от них. Авторами этих песен были поэт Бертольт Брехт и композитор Ханс Эйслер. Эрнста Буша можно было бы назвать их соавтором. Я до сих пор не представляю себе никакого другого исполнителя, кроме этого.
Кто такой Эрнст Буш
Эрнст Буш (1900-1980), родился в городе Киле, вырос в простой рабочей семье и, получив профессию на механика-инструментальщика, стал работать на верфи. Стал членом социал-демократической партии. Казалось, ничто не предвещало его будущей карьеры актера и певца. Однако уже в 1921 году, всего год проучившись на курсах новой для него профессии, он оказывается членом труппы городского театра Киля. Сменив несколько театров, он в 1927 году оказывается в Берлине. В том Берлине, где все тогда бурлило и кипело. Где жили, работали, экспериментировали, вызывая часто открытое недовольство, Бертольт Брехт, Эден фон Хорват, Эрих Кестнер… Где политические страсти были накалены до предела. То время экономического кризиса и политических столкновений между уже всерьез заявившем о себе фашизмом и силами, ему противостоящими. К сожалению, противники национал-социализма так и не сумели создать тот единый фронт, проявить ту солидарность в борьбе, о которых пелось в «Песнях борьбы».
После прихода к власти национал-социалистов Бушу, известному своими левыми убеждениями, удалось покинуть Германию. Скитания по Европе, работа на «Радио Москва» в Советском Союзе, выступления с «Песнями борьбы» в интернациональных бригадах Испании… Начало Второй мировой войны застало его в Бельгии, потом попал в лагерь для интернированных во Франции, бежал, был схвачен, доставлен в Берлин, в гестапо, приговорен к смертной казни, чудом избежал ее, будучи тяжело ранен в голову, оказался в концентрационном лагере, освобожден оттуда в 1945 году советской армией. После войны продолжал выступать на сценах Берлина, в том числе в театре Брехта «Берлинер ансамбль» (Berliner Ensemble). Так снова возобновились давние связи Буша с Брехтом.
Австрийский композитор Ханс Эйслер
Хотя Ханс Эйслер (1898-1962) родился в Лейпциге и умер в Берлине, столице ГДР, но его отец был австрийцем и семья проживала преимущественно в Вене. Отец будущего композитора был философом, к тому же атеистом, и не мог найти в католической Вене денежную работу. Деньги на содержание семьи: жены и троих детей он зарабатывал в основном репетиторством. Отец прививал детям интерес к музыке, но денег на то, чтобы взять пианино напрокат часто не было. Тем не менее у младшего сына, ставшего позже известным композитором Ханса Эйслером (Hannes EIsler), интерес к написанию музыки проявился уже лет в 10. Интересовали его не только музыка, но и политика. В 14 лет он вступил в организацию учеников средней школы, увлеченных идеями социализма. Во время Первой мировой войны был призван в пехоту, после войны окончательно решил посвятить себя музыкальной карьере. Он записался в Новую Венскую консерваторию на композицию. К тому же его согласился взять на обучение частным образом сам Шенберг. Видя необычайные способности Эйслера, учитель отказался от любой оплаты. Вскоре Эйслер наряду с Альбаном Бергом и Антоном Веберном Эйслер стал упоминаться в числе самых талантливых учеников Арнольда Шенберга.
В 1925 году, поняв, что в Вене ему музыкальной карьеры сделать не удастся, Эйслер перебирается в Берлин. Там уже живут его сестра, активно, на руководящих должностях, работающая в Коммунистической партии Германии и его брат — тоже активист коммунистического движения. А еще он знакомится с Брехтом. Несколько первых случайных встреч заканчиваются сближением двух талантливых людей. Начинается совместная работа. Работа, смысл которой выходил за пределы собственно художественного творчества, собственно искусства. Работа со словами и нотами, с помощью которой они хотели изменить мир.
Кстати, судьба Эйслера после прихода к власти Гитлера, сложилась чуть лучше, чем судьба Буша. Как коммунист и к тому же еще и еврей, он не мог больше оставаться в Германии. Начались годы скитаний: Австрия, Чехословакия, Бельгия, Франция, Вена, Дания, Англия. И снова Бельгия, Франция, Нидерланды… Пару раз добрался до США. По делам неоднократно бывал и в Советском Союзе.
Эйслер побывал и в охваченной гражданской войной Испании. Вместе с находившимся там Эрнстом Бушем выступал для интербригад.
В 1938 году им было принято решение выехать в Америку. Там он снова встретился с Брехтом.
Брехт и его увлечение марксизмом
И мы снова и снова встречаемся с Бертольтом Брехтом, потому что он центр этого триумвирата: Брехт, Эйслер, Буш. Потому что он двигатель — perpetum mobile.
В отличие от своих друзей Брехт родился и жил во вполне обеспеченной семье, в Аугсбурге, его отец был директором бумажной фабрики. Его сын, которого дома по первому имени все называли Евгений, был задирист и очень любил поспорить со всеми, включая учителей, которых не всегда устраивала неординарность, парадоксальность его мышления. Доходило даже до угрозы исключения из гимназии, но отец всегда защищал сына и, пользуясь своим солидным положением в обществе, спасал его. Так произошло и с призывом Брехта в армию во время Первой мировой войны. На руку была болезнь сердца, приобретенная еще в детстве, а также поступление в университет на медицинское отделение. Когда же стало понятно, что армии не избежать, отец пристроил его санитаром в военный госпиталь недалеко от дома. Как бы далеко Брехт ни находился от непосредственных событий войны, она сильно сказалась на его политических взглядах, заставив всерьез взяться за Маркса и Энгельса. Позже он всю жизнь считался коммунистом, хотя никогда официально не принадлежал к КПГ.
Сегодня нам кажется, что труды основоположников марксизма давно стали достоянием прошлого, как и их мысли о капитале, прибавочной стоимости, о методах хозяйствования при капитализме, вызывающих борьбу богатых и бедных. Слово «пролетарий» давно устарело, а «рабочий» или «крестьянин» воспринимается почти как анахронизм. Живя в больших городах, мы не видим и не хотим видеть, что происходит на земле. В двух больших муравейниках: Москве и Петербурге царит атмосфера безудержного потребления, по крайней мере для тех, кто по своему материальному положению может потреблять и наслаждаться потреблением, не задумываясь, за счет кого и чего он это имеет.
Те же, кто задумываются, понимают, что законы капитализма, открытые когда-то Марксом и Энгельсом, никуда не исчезли. Они могли приобрести несколько иной внешний вид, их подретушировали и с помощью умелых пиарщиков придали им внешне благопристойный характер.
А это значит, что потребление одного идет за счет истребления другого. В 20-е — 30-е годы XX века это было настолько явным, что требовало немедленного вмешательства. И Брехт не мог не вмешаться.
Брехт в Берлине
Аугсбург, Мюнхен и, наконец, Берлин. Он везде ищет и находит поддержку. Везде окружает себя единомышленниками. Но настоящая его творческая жизнь связана с Берлином, куда он окончательно перебирается в 1924 году. Много работает, завязывает новые знакомства и становится в конце концов очень известным. Что касается его деятельности в этот период как драматурга и режиссера, то о ней я расскажу в другом месте. Здесь же сами собой напрашиваются воспоминания Ханса Эйслера об этом времени. Он рассказывает о том, как много они (Эйслер, Буш, Брехт и жена Брехта, актриса Елена Вайгель) тогда выступали перед самой разной публикой. От маленьких рабочих клубов до огромных, прекрасно оборудованных залов.
На этих выступлениях среди песен борьбы часто звучала «Песня о солидарности», написанная между 1929 и 1931 годом.
Вторая песня, которую Вы здесь услышите, «Песня единого фронта», написана в 1934 году (год на обложке видео, к сожалению, неправильный), когда стало очевидно, к чему привели в Германии разногласия между социал-демократами и коммунистами, которые не смогли сплотиться, чтобы выступить против национал-социалистов.
Конечно, мой рассказ о Брехте, его поэзии и о том, какую роль она выполняет в его пьесах, о нем как о драматурге и режиссере еще далеко не закончен.
0 Комментариев