Немецкий язык и память

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты

Когда-то моей основной профессией была профессия гида-переводчика. Туристами, которым я показывала красоты нашего города, были как граждане ГДР, так и граждане ФРГ, Австрии и Швейцарии. Я работала с группами, и с индивидуалами, то есть, туристами, приезжавшими в нашу страну в одиночку, или, например, семьей.

70-летний врач-геронтолог из Швейцарии, тренирующий память

Семья врача-геронтолога

Почему-то мне запомнилась одна такая семья, из Швейцарии. Это была пожилая пара и их взрослые дети, сын и дочь. Когда мы поближе познакомились, выяснилось, что глава семьи – мужчина лет 70-ти, врач-геронтолог. Мне было лет 30 и вопросы геронтологии меня тогда не очень интересовали, хотя я знала, что это наука о старении и о том, как ему противостоять. Однако, когда выяснилось, что они все приехали в наш город в том числе и потому, что доктор, уже вышедший к тому времени на пенсию, учит русский язык и хочет «опробовать» его на практике, я удивилась.

Зачем учить язык, если нет практической причины?

С моей точки зрения он был очень стар, зачем ему учить язык, тем более такой сложный? Мне было известно, с каким трудом даются немецкоязычным гражданам  бесчисленные исключения из множества наших правил, наше произношение, наши «лишние» по сравнению с немецким языком падежи, в конце концов. Этот язык в сущности не имеет для него никакого практического значения, он не нужен для его профессии, никак не связан с семейными обстоятельствами.Тогда зачем? Он ответил на мой вопрос, заданный в несколько более деликатной форме, чем я сформулировала это сейчас. Изучение языка помогало ему противостоять деменции, тренировало его память и давало интересное занятие на каждый день.

Поэтому, хотя среди моих читателей есть люди разного возраста, в том числе, и немолодые, я упорно призываю всех учить немецкий язык,  которому я посвятила свою жизнь. В этом Вам помогут некоторые правила запоминания, которые годятся для молодых и пожилых.

Антонимы и синонимы

Если Вам надо выучить слова, всегда старайтесь тем или иным образом их сгруппировать.  Очень распространено, например, записывание немецких прилагательных с антонимами: gut – schlecht, lustig — traurig и т.д. Можно так же составлять некоторые пары cуществительных:  die Liebe – der Hass,  der Mann – die Frau, die Ziege – der Bock и т.д.

Некоторые советуют записывать и синонимы, но сложность заключается в том, что синонимы очень часто не являются полными и, хотя могут переводиться на русский язык одинаково, но употребляются в разных контекстах. Работа с синонимами требует продвинутых знаний языка.

Гнезда слов

Группировка однокоренных слов тоже способствует их более легкому запоминанию:

                            die Arbeit           die Bearbeitung              die Verarbeitung

                                                         bearbeiten                       verarbeiten      

              die Arbeitskleidung                      arbeiten                           das Arbeitsamt

                            arbeitsam                        arbeitslos                         der Arbeitslose

              die Arbeitsamkeit                         die Arbeitslosigket

Создавая такие гнезда слов, мы не только запоминаем слова, но и знакомимся, пусть пока на подсознательном уровне, с немецким словообразованием.

Поля слов

Кроме того, можно создавать поля слов, где к главному слову присоединяются слова, ассоциирующиеся с ним, связанные с ним по смыслу:

 die Stadt                              das Dorf                           die Siedlung

bauen                               das Haus                                gross – klein

das Reihenhaus              das Hochhaus                 das Einfamilienhaus

На основе таких полей слов можно составлять простенькие тексты, так как слова в предложениях запоминаются значительно легче.

Группировка по тематике и абсурдные истории

Можно группировать и по тематике, это очень известный способ группировки. Но вот если Вы возьмете, например, фрукты и составите с ними рассказик, пусть и самый абсурдный, (даже лучше, если он будет абсурдным), то Вы запомните слова гораздо быстрее:

Die Birne besucht den Apfel. Sein Haus ist schön. Es gefällt der Birne. Sie ist traurig. Ihr Haus ist nicht so groß und neu. Sie erzählt alles der Pflaume. Die Pflaume erzählt alles der Banane.  Die Banane erzählt alles der Kirsche. Sie gehen zusammen in den Park und setzen sich auf die Bank. Alle sind glücklich.

Другие способы запоминания

А сколько всего еще можно делать для более легкого запоминания! Для того, чтобы лучше закрепить в памяти глаголы, можно двигаться gehen, laufen, schlafen…, изображая соответствующие действия. Чтобы лучше запомнить названия продуктов питания, нужно открывать холодильник и вспоминать, что в нем лежит, называя сыр, колбасу или масло по-немецки, а отправляясь в магазин, составлять себе список будущих покупок на изучаемом языке. Если хотите запомнить текст, то его желательно прочитать вслух, а потом еще раз, но уже про себя. Пересказывая, делать аудиозапись своего рассказа, чтобы сравнив с написанным текстом, попытаться найти свои ошибки и исправить их.

А еще старайтесь мысленно вызывать в своем сознании образ того слова, который хотите запомнить. Ведь Вы же можете представить себе, как выглядит die Ente – утка или der Schwan – лебедь…  Или пытайтесь во время произнесения новых слов, которые хотите запомнить, менять интонацию: Вы сердитесь, Вы радуетесь, Вы приветливы. Вы грубы…  Да, это игра, но она обязательно снимет с Вас напряжение, и сделает нудную работу по заучиванию слов забавным экспериментом.

Есть, конечно, и другие способы легкого запоминания. Один мой давний друг, который хорошо знает 5 иностранных языков, а 6-й, как он сам считает, не очень, любит сравнивать лексику известных ему языков, тексты переводов, например, «Мастера и Маргариты» Булгакова. Это тоже возможно, но для этого нужно знать не один язык.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Наши социальные сети

Подпишитесь на нашу рассылку

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!