Сфинксы Санкт-Петербурга
Петербургские сфинксы широко известны, о них имеется много информации. Их всего 14 и все они интересны и по-своему уникальны. Во время экскурсии по городу я часто останавливалась у сфинксов напротив Академии художеств. Они из древнего Египта (8 век до н.э.), были привезены в наш город в 1832 году. Во время этой остановки я обращаю внимание гостей на памятник первому архитектору Санкт-Петербурга Д. Трезини, который был установлен на площади, носящей его имя, 19.02.2014.
Если гости, обычно наши соотечественники, спрашивали о «золотых» сфинксах, то я понимала, что речь идет о сфинксах на Банковском мостике.
Немного опережая события и время, хочу напомнить и о сфинксах, созданных по проекту М. Шемякина. 28.04. 1995 года на набережной Робеспьера состоялось открытие композиции со сфинксами, которая посвящена жертвам политических репрессий. Этой композицией автор хотел подчеркнуть, что жизнь и смерть всегда присутствуют в судьбе каждого человека. «Жизнь» — сторона лица, которая обращена в сторону домов, где живут люди, и это обычное лицо.
«Смерть» — сторона лица, которая обращена на другую сторону Невы, где тогда еще находилась тюрьма «Кресты», и она выглядит, соответствуя ее названию.
Кони Клодта и памятник Александру III Трубецкого
Сегодня трудно представить Невский проспект без коней Клодта на Аничковом мосту и здесь хочется повториться и сказать, что скульптуры не только украшают город, но еще больше подчеркивают его красоту и в какой-то степени уникальность. Конные скульптуры на мосту гениально соответствуют самому мосту и окружающей его архитектуре и неотделимы от человека.
С началом 20 века художники, архитекторы и зодчие стали активно искать новые подходы к своему творчеству, говоря сегодняшним языком, стремились быть в «тренде» со временем и господствующее положение в это время занял стиль модерн.
Специалисты считают, что одной из замечательнейших работ этого времени является памятник Александру III, работы скульптора П.П. Трубецкого , который был открыт 28.05. 1909 года на Знаменской площади (Восстания) перед Николаевским вокзалом (Московский). Многие годы его скрывали от глаз человеческих, а сейчас им можно полюбоваться во дворе Мраморного дворца.
В это же время в городе было воздвигнуто несколько памятников деятелям науки и культуры, например, композитору М.И. Глинке на Театральной площади (1906), поэту М.Ю.Лермонтову (1916) перед зданием Николаевского кавалерийского училища, воспитанником которого был поэт.
Время после Октябрьской революции
Революция изменила почти все в жизни людей. Главными стали жесткий контроль и указания «сверху», что, конечно, оказало негативное влияние и на искусство. Уже в 1918 году был опубликован декрет новой власти о снятии всех памятников царям и их приспешникам и главной темой становятся В.И.Ленин, его соратники и активные пропагандисты новой власти. Я училась на курсах гидов в 70-х годах 20 века в бюро «Спутник» и нас просто замучили темой «Ленин в нашем городе». Другого я ничего и не помню.
С.М.Киров изображен на памятнике на проспекте Стачек оратором, говорящим с трибуны , но скульпторы Н.Томский и Н. Троицкий при работе, это бросается в глаза, использовали и ранее сложившиеся традиции в искусстве ваяния.
Памятники героям войны и жертвам блокады
Понятно, что после окончания войны главной темой в искусстве стал героизм советского народа в это трудное время для страны и поэтому в основном воздвигались памятники героям. Московский парк Победы с бюстами героев является ярким образцом этого периода времени. 9.05. 1960 года состоялось торжественное открытие Мемориала на Пискаревском кладбище, где главным и самым важным является фигура Матери-Родины.
Позже в городе появились новые памятники, которые уже не имели ярко выраженную политическую направленность. 19 июня 1957 года на пл. Искусств состоялось открытие памятника А.С. Пушкину. Это прекрасная работа скульптора М.К Аникушина, которая отлично вписалась в архитектуру площади.
К 30-летию победы в ВОВ был создан комплекс площади Победы с музеем, который очень актуален и сегодня и нравится гостям города. Его архитекторами были С.Б. Сперанский и В.А. Каменский, а скульптором — автор памятника Пушкину, М.К. Аникушин.
Выше я писала о памятнике Александру III, который пропал на многие годы, на его месте в мае 1985 года был воздвигнут Обелиск Победы, который и в настоящее время стоит в центре площади Восстания.
Памятники деятелям науки и культуры
В 1986 году в честь 275- летия со дня рождения М.В. Ломоносова на Университетской набережной, в самом начале Менделеевской линии состоялось торжественное открытие памятника этому великому русскому ученому. Я в это время была внештатным переводчиком в иностранном отделе Академии наук. На юбилей и открытие памятника были приглашены ученые из разных стран, в том числе и из Германии, у которых я была переводчиком и поэтому мне посчастливилось присутствовать во время торжественного открытия памятника.
В последнее время туристические бюро Петербурга приглашают на экскурсии с разнообразными темами, иногда они даже удивляют и мне лично трудно представить, как их можно провести. Время многое меняет. Санкт-Петербург уникальный город со множеством интересного для просмотра и знакомства с ним. Да и у людей множество хобби и интересов, и, слава богу, что появилась возможность посмотреть и послушать то, что нравится и особенно интересует.
Проводя экскурсии раньше, упор делался на историю и архитектурные памятники. Если бы мне предложили сейчас провести экскурсию с выбранной мною темой, я бы выбрала «Искусство скульптуры в Санкт-Петербурге». Наверное, на выбор такой темы повлияло написание этой статьи. Очень надеюсь и хочу, мои дорогие читатели, что Вам понравилась это статья и, гуляя по городу, Вы обратили бы свое внимание на прекрасные скульптуры, украшающие город.
Раиса Курбангалеева.
0 Комментариев