Пенсионеры Петра I

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты
Петр I

Я совсем недавно написала статью о первых строительных работах в Санкт-Петербурге сразу же после его основания и до смерти Петра I.

Готовясь к написанию статьи, я просмотрела много материала по этой теме и меня заинтересовал, конечно, вопрос о развитии культуры в то время и отношение самого царя к культурным ценностям. Что-то я знала, так как  в некоторых музеях мы освящали эту тему, но захотелось освежить в памяти некоторые факты и моменты и углубиться в нее.

Не только все страны в гости к нам, но и мы к ним

Основав Санкт-Петербург, Петр активно приглашал в город иностранцев для работы в нем, при этом хорошо понимая, что необходимо  обучать и образовывать свою молодежь, и поэтому часто лично сам отбирал и отправлял молодых людей за границу для учебы. Этих молодых людей в петровские времена называли пенсионерами, так как во время обучения они получали «пенсию»  от государства.

Чему только не учились петровские пенсионеры в Европе: кораблестроению, слесарному ремеслу, устройству парков и садов и многому другому. Так как основная тема моих статей — межкультурные связи и искусство, то я хочу посвятить ее молодежи, изучавшей в Европе различные художества. Во время своего европейского турне в 1716 году царь встретился с юными дарованиями и самолично решил, куда и на какое время следует отправить для обучения художеству каждого из них. Живопись и архитектура были в приоритете, так как, по мнению царя, новый, еще строящийся город очень нуждается в таких специалистах. Наилучшими странами для обучения этим профессиям по решению Петра стали Италия и Голландия. Понятно, что не все из этих молодых людей со временем стали выдающимися мастерами, но царское решение постепенной замены иностранцев молодыми  российскими специалистами в какой-то мере было осуществлено.  

Пенсионеры-архитекторы

Среди первых пенсионеров, отправленных для обучения архитектуре мастерами своего дела в будущем стали Иван Коробов, Иван Мичурин и Петр Еропкин.

П.М. Еропкин — один из самых первых  профессионально подготовленных архитекторов. Уже после смерти Петра I при Анне Иоанновне он был назначен главным архитектором Санкт-Петербурга. К сожалению не сохранилось ничего построенного им, но мы должны быть благодарны ему за строгую и правильную планировку системы улиц в самом центре города.

Иван Кузьмич Коробов был несколько лет членом «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Он успешно занимался планированием и прокладкой новых улиц в городе, оформлением и укреплением набережных, руководил дренажными работами.

Второе и уже каменное здание Адмиралтейства было построено по плану Коробова. Позже зодчий А.Д. Захаров, перестраивая Адмиралтейство, сохранил некоторые детали петровских времен. Церковь Великомученика Пантелеймона на Фонтанке и сегодня популярна у санкт-петербуржцев  и только почти необъяснимое чудо спасло ее от уничтожения в 1934 году. Построил ее Коробов уже после смерти Петра в 1734 -1739 годах.

Пенсионеры-художники

В 1716 году группу художников, отправленных для обучения в Италию, возглавил Иван Никитин, вместе с ним отправился и его младший брат Роман. В эту группу также вошли Михаил Захаров и Федор Черкасов.
Вернувшись после обучения домой, они стали работать по своей специальности и некоторые из них стали в своем роде новаторами в  изобразительном искусстве, помимо  икон  и религиозной тематики художники начали писать портреты.

Ивана Никитина считают основателем портретной живописи в России. В петровские времена жанр портрета занял главенствующее положение и большую популярность, светская живопись вошла в моду.

Петра I не покидала мысль об основании в Санкт-Петербурге Академии художеств и видимо поэтому он  срочно вызывает обратно на родину Ивана Никитина, особенно талантливого из посланных в Италию для обучения живописи. Царь создает ему отличные условия для работы. Его безусловно врожденный талант способствует тому, что он становится одним из первых русских художников в европейском смысле этого понимания.

В залах Русского музея

В Русском музее представлены картины Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Искусствоведы считают, что картина И. Никитина «Петр I на смертном ложе» является одной из лучших его работ.

Андрей Матвеев тоже учился искусству в Европе и вернулся на родину уже после смерти Петра I и его жены Екатерины I. Специалисты считают его основоположником светской живописи в России. Вскоре после своей свадьбы он нарисовал картину «Автопортрет с женой». Эту картину можно назвать новаторской, так как на ней он не только изобразил себя и свою юную жену, но наглядно и смело показал, что любовь одно из прекраснейших чувств в жизни человека.

Подводя итоги, можно сказать, что  в петровское время  живопись в России освободилась от традиций иконописи и стала реалистичной.

А теперь о самом Петре I. Он был коллекционером, чего только не было в его большой для того времени  коллекции: мебель, живопись, драгоценности и многое другое. В любом его  сохранившемся жилище выставлены раритеты, которые можно сегодня увидеть во время экскурсий. Стоит только удивляться многогранности его талантов и интересов и поэтому, наверное, он не просто Петр, а Петр Великий.

Раиса Курбангалеева

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!