Я совсем недавно написала статью о первых строительных работах в Санкт-Петербурге сразу же после его основания и до смерти Петра I.
Готовясь к написанию статьи, я просмотрела много материала по этой теме и меня заинтересовал, конечно, вопрос о развитии культуры в то время и отношение самого царя к культурным ценностям. Что-то я знала, так как в некоторых музеях мы освящали эту тему, но захотелось освежить в памяти некоторые факты и моменты и углубиться в нее.
Не только все страны в гости к нам, но и мы к ним
Основав Санкт-Петербург, Петр активно приглашал в город иностранцев для работы в нем, при этом хорошо понимая, что необходимо обучать и образовывать свою молодежь, и поэтому часто лично сам отбирал и отправлял молодых людей за границу для учебы. Этих молодых людей в петровские времена называли пенсионерами, так как во время обучения они получали «пенсию» от государства.
Чему только не учились петровские пенсионеры в Европе: кораблестроению, слесарному ремеслу, устройству парков и садов и многому другому. Так как основная тема моих статей — межкультурные связи и искусство, то я хочу посвятить ее молодежи, изучавшей в Европе различные художества. Во время своего европейского турне в 1716 году царь встретился с юными дарованиями и самолично решил, куда и на какое время следует отправить для обучения художеству каждого из них. Живопись и архитектура были в приоритете, так как, по мнению царя, новый, еще строящийся город очень нуждается в таких специалистах. Наилучшими странами для обучения этим профессиям по решению Петра стали Италия и Голландия. Понятно, что не все из этих молодых людей со временем стали выдающимися мастерами, но царское решение постепенной замены иностранцев молодыми российскими специалистами в какой-то мере было осуществлено.
Пенсионеры-архитекторы
Среди первых пенсионеров, отправленных для обучения архитектуре мастерами своего дела в будущем стали Иван Коробов, Иван Мичурин и Петр Еропкин.
П.М. Еропкин — один из самых первых профессионально подготовленных архитекторов. Уже после смерти Петра I при Анне Иоанновне он был назначен главным архитектором Санкт-Петербурга. К сожалению не сохранилось ничего построенного им, но мы должны быть благодарны ему за строгую и правильную планировку системы улиц в самом центре города.
Иван Кузьмич Коробов был несколько лет членом «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Он успешно занимался планированием и прокладкой новых улиц в городе, оформлением и укреплением набережных, руководил дренажными работами.
Второе и уже каменное здание Адмиралтейства было построено по плану Коробова. Позже зодчий А.Д. Захаров, перестраивая Адмиралтейство, сохранил некоторые детали петровских времен. Церковь Великомученика Пантелеймона на Фонтанке и сегодня популярна у санкт-петербуржцев и только почти необъяснимое чудо спасло ее от уничтожения в 1934 году. Построил ее Коробов уже после смерти Петра в 1734 -1739 годах.
Пенсионеры-художники
В 1716 году группу художников, отправленных для обучения в Италию, возглавил Иван Никитин, вместе с ним отправился и его младший брат Роман. В эту группу также вошли Михаил Захаров и Федор Черкасов.
Вернувшись после обучения домой, они стали работать по своей специальности и некоторые из них стали в своем роде новаторами в изобразительном искусстве, помимо икон и религиозной тематики художники начали писать портреты.
Ивана Никитина считают основателем портретной живописи в России. В петровские времена жанр портрета занял главенствующее положение и большую популярность, светская живопись вошла в моду.
Петра I не покидала мысль об основании в Санкт-Петербурге Академии художеств и видимо поэтому он срочно вызывает обратно на родину Ивана Никитина, особенно талантливого из посланных в Италию для обучения живописи. Царь создает ему отличные условия для работы. Его безусловно врожденный талант способствует тому, что он становится одним из первых русских художников в европейском смысле этого понимания.
В залах Русского музея
В Русском музее представлены картины Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Искусствоведы считают, что картина И. Никитина «Петр I на смертном ложе» является одной из лучших его работ.
Андрей Матвеев тоже учился искусству в Европе и вернулся на родину уже после смерти Петра I и его жены Екатерины I. Специалисты считают его основоположником светской живописи в России. Вскоре после своей свадьбы он нарисовал картину «Автопортрет с женой». Эту картину можно назвать новаторской, так как на ней он не только изобразил себя и свою юную жену, но наглядно и смело показал, что любовь одно из прекраснейших чувств в жизни человека.
Подводя итоги, можно сказать, что в петровское время живопись в России освободилась от традиций иконописи и стала реалистичной.
А теперь о самом Петре I. Он был коллекционером, чего только не было в его большой для того времени коллекции: мебель, живопись, драгоценности и многое другое. В любом его сохранившемся жилище выставлены раритеты, которые можно сегодня увидеть во время экскурсий. Стоит только удивляться многогранности его талантов и интересов и поэтому, наверное, он не просто Петр, а Петр Великий.
Раиса Курбангалеева
0 Комментариев