Наливные яблоки или Островский как commedia dell’arte

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 5 минуты

О спектакле Донецкого государственного академического театра им. М.М. Бровуна

Мы живем в очень большой стране, которую едва знаем. Мы жили в еще большей стране, без границ, и наше советское прошлое не отпускает нас. А почему оно, собственно говоря, должно нас отпускать? Это было разное, сложное, трагическое и счастливое время. В нем были войны, революции, репрессии, было огромное культурное наследие века 19-го, были достижения науки и техники 20-го, были победы и предательство, самоотверженность одних и прихлебательство других, труд и трудности, коммунистические идеалы и блат, земледелие, как мы сейчас понимаем, экологическое, пищевая промышленность высокого качества и дефицит на все, была дружба, взаимовыручка, был прекрасный театр, были книги, как непреложная ценность, потом появились фарцовщики и рок…

Сцена 1 из спектакля

Мы не случайно и не вдруг перестали быть бессеребренниками, но некоторые из нас, живущих сейчас, не только вышли из нашего советского времени, но во многом в нем и остались. Потому что понимают, что современный «Господь Бог», т.е. деньги –этот фальшивый и вездесущий идол, родной брат всевластия появился не сегодня и не 100-200 лет назад. Он был всегда. И Александр Островский предупреждал нас об опасности подмены смысла жизни на накопление денег, из своего «золотого» 19-го века.

Комедию Островского «Наливные яблоки, или правда хорошо, а счастье лучше» я помню из своих советских лет жизни. Помню блистательную Наталью Гундареву в роли Поликсены в постановке А. Гончарова. Пышная, большеглазая, смешливая, обаятельная и близкая, понятная, несмотря на купеческую вздорность.Остальных актеров, маститых и прекрасных, что играли с Наташей Гундаревой я помню почему-то не так ярко. Но сейчас мы об Островском, о нем самом и об актуальности. Эту комедию 19 века привозят из растерзанного Донецка. Почему эту, и вообще, почему комедию?

Сцена 2 из спектакля

До сегодняшнего вечера я ничего не знала о театре из Донецка и о постановке. Ничего, кроме того, что это спектакль из города, который я запомнила в возрасте лет десяти по огромному количеству роскошных цветущих роз. Было это – невероятно, но факт! –  полвека тому назад. Тогда еще не было границ, и, казалось, ничто не предвещало… Что с городом сегодня, знают все. Помыслить о таком ни в годы моего детства, ни юности, ни даже в 90-е?!.

Донецкая постановка комедии Островского предстала перед фестивальной публикой 2023 г. словно русская сестра commedia dell’arte, да еще и с мюзикализированной подружкой под ручку. Интересно, думаешь, а и вправду, а что смотрел Островский, у кого учился театру? Да, современный театр всеяден. Он же должен быть зрелищным! Современное зрелище немыслимо без песен, плясок, световых и прочих спецэффектов.«А как же иначе?» – скажете Вы, дорогой зритель, — а таганрогский зритель искушен, — «Ведь это комедия, а песни и пляски были в ней всегда!» Соглашусь.И все же. То, как соединяется острота содержания с актуальными атрибутами театральной формы, всегда эксперимент, загадка. Получится, не получится? В идеале, как мы помним, форма должна быть содержательной. Так и есть, здесь,кажется, так оно и есть.

Сцена 3 из спектакля

Если пытаться перечислить достоинства спектакля, то в нем представлено мастерство и традиция,школа, знание театра Островского, умение обращаться с его языком, языком персонажей, использовать речевую характерность в сочетании с пластикой и языком театра музыкального, притом все это соединено со знанием театра европейского.

Оснащенность артистов, которые принадлежат этой огромной субкультуре, объединяющей русскую, южнорусскую и вообще южную, с самыми разнообразными влияниями европейской – исключительна.

Буйные музыкальные интермедии и разнообразные «гэги» (gag — нелепость), выход из сценической реальности в зал здесь были уместны (что касается обращения к залу в «Чайке» — то, мое, частное, впечатление было совершенно обратным). Микрофоны и обращенность к реальности сегодняшней, как, например, хитроумные советы по выключению мобильных устройств – все это подается в таком энергетическом регистре, что ты думаешь: а почему бы и нет! Мы же на площади, в комедии дель арте. И на ярмарке, в балагане. Ведь ты знаешь, что артисты колесят по стране, они оторваны от своего родного донецкого зрителя. А самое главное, понимаешь:артисты выдали все, без остатка отдали себя…  В твое восприятие включается все: не только их профессиональное мастерство – идет ли речь о lazzi, (трюки в commedia dell’arte), при том высочайшей точности, или об образах героев – как то, няньки Фелицаты, сильно смахивающей в мужском исполнении на дзанни – все в копилку комических средств представления Островского – но и, прежде всего, огромная искренность и сердечность, рвущиеся наружу из-под сценической маски.

Сцена 4 из спектакля

Это театр для зрителя, даже если актеры делают цитаты из знаменитой lazzi с мухой, вскользь, незаметно, словно про себя — зритель не знает про эти штучки, но не может оставить их незамеченными. Жанр народной комедии, на подмостках на колесах, стоящих сегодня внутри театра с бархатными креслами, а завтра в спортивном комплексе, в неизвестном городе, предполагает и заигрывание с публикой, на грани фривольности и чуть-чуть хуже. Но эта жажда жизни и страстность, изобретательность и искусность искупают все. В конце принимаешь и безумно орущую Поликсену, и бесконечно поправляющего чулки и того похлеще исполнителя Фелицаты. Премьер, он и есть премьер. Хотя здесь каждый премьер и премьерша. Ты не знаешь их имен, программки нет, даже на сайте театра угадываешь не всех, но это блистательный ансамбль. Хочется сказать: осторожно, ребята, осторожно, ведь все на грани, Ваша залихватски громкая микрофонная музыка, и кое-что еще… Но не важно. Это живое.

Это ТЕАТР, который несет в себе идею преодоления, где радость и насмешка над хитроумными дураками и глупыми умниками помогают преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия. Да, глупость идет рука об руку с вероломством и деловитостью, но любовь и человеческие чувства невозможно изгнать, как ни старайся.

Как возникал этот спектакль? Что от режиссера (Сергея Бобровского), а что от артистов, от традиций самого театра? Конечно, это вопросы для круглого стола, для интервью и телевизионных встреч. Заглянуть внутрь театра не так просто. Да и кто из персонажей прост? Таких нет.

Сцена 5 из спектакля

Это узнавание людей сегодняшних под маской и костюмом прошлого дорогого стоит, толкает на размышления. Этот выбор пьесы не только из-за юбилея автора. Это очень трудоемко. Это исполняется с большой самоотдачей.И это не в лоб, несмотря на обилие шуточек на грани и ярмарочность формы. Это Островский в контексте давней европейской традиции. Это наша связь с культурой, которая преодолевает границы, расширяет их. Географические, исторические, ментальные. Это знакомство с другими регионами нашей большой богатой страны. Это очень ценно для нас, зрителей, квалифицированных и разных.

Огромное спасибо за это знакомство фестивалю в Таганроге.  Есть не так много возможностей познакомить регионы нашей большой страны друг с другом. Одна из них – этот прекрасный театральный фестиваль провинциального города высокой культуры.

Таганрог, 13 сент. 2023

Анна Атарщикова

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!