Наливные яблоки или Островский как commedia dell’arte

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 5 минуты

О спектакле Донецкого государственного академического театра им. М.М. Бровуна

Мы живем в очень большой стране, которую едва знаем. Мы жили в еще большей стране, без границ, и наше советское прошлое не отпускает нас. А почему оно, собственно говоря, должно нас отпускать? Это было разное, сложное, трагическое и счастливое время. В нем были войны, революции, репрессии, было огромное культурное наследие века 19-го, были достижения науки и техники 20-го, были победы и предательство, самоотверженность одних и прихлебательство других, труд и трудности, коммунистические идеалы и блат, земледелие, как мы сейчас понимаем, экологическое, пищевая промышленность высокого качества и дефицит на все, была дружба, взаимовыручка, был прекрасный театр, были книги, как непреложная ценность, потом появились фарцовщики и рок…

Сцена 1 из спектакля

Мы не случайно и не вдруг перестали быть бессеребренниками, но некоторые из нас, живущих сейчас, не только вышли из нашего советского времени, но во многом в нем и остались. Потому что понимают, что современный «Господь Бог», т.е. деньги –этот фальшивый и вездесущий идол, родной брат всевластия появился не сегодня и не 100-200 лет назад. Он был всегда. И Александр Островский предупреждал нас об опасности подмены смысла жизни на накопление денег, из своего «золотого» 19-го века.

Комедию Островского «Наливные яблоки, или правда хорошо, а счастье лучше» я помню из своих советских лет жизни. Помню блистательную Наталью Гундареву в роли Поликсены в постановке А. Гончарова. Пышная, большеглазая, смешливая, обаятельная и близкая, понятная, несмотря на купеческую вздорность.Остальных актеров, маститых и прекрасных, что играли с Наташей Гундаревой я помню почему-то не так ярко. Но сейчас мы об Островском, о нем самом и об актуальности. Эту комедию 19 века привозят из растерзанного Донецка. Почему эту, и вообще, почему комедию?

Сцена 2 из спектакля

До сегодняшнего вечера я ничего не знала о театре из Донецка и о постановке. Ничего, кроме того, что это спектакль из города, который я запомнила в возрасте лет десяти по огромному количеству роскошных цветущих роз. Было это – невероятно, но факт! –  полвека тому назад. Тогда еще не было границ, и, казалось, ничто не предвещало… Что с городом сегодня, знают все. Помыслить о таком ни в годы моего детства, ни юности, ни даже в 90-е?!.

Донецкая постановка комедии Островского предстала перед фестивальной публикой 2023 г. словно русская сестра commedia dell’arte, да еще и с мюзикализированной подружкой под ручку. Интересно, думаешь, а и вправду, а что смотрел Островский, у кого учился театру? Да, современный театр всеяден. Он же должен быть зрелищным! Современное зрелище немыслимо без песен, плясок, световых и прочих спецэффектов.«А как же иначе?» – скажете Вы, дорогой зритель, — а таганрогский зритель искушен, — «Ведь это комедия, а песни и пляски были в ней всегда!» Соглашусь.И все же. То, как соединяется острота содержания с актуальными атрибутами театральной формы, всегда эксперимент, загадка. Получится, не получится? В идеале, как мы помним, форма должна быть содержательной. Так и есть, здесь,кажется, так оно и есть.

Сцена 3 из спектакля

Если пытаться перечислить достоинства спектакля, то в нем представлено мастерство и традиция,школа, знание театра Островского, умение обращаться с его языком, языком персонажей, использовать речевую характерность в сочетании с пластикой и языком театра музыкального, притом все это соединено со знанием театра европейского.

Оснащенность артистов, которые принадлежат этой огромной субкультуре, объединяющей русскую, южнорусскую и вообще южную, с самыми разнообразными влияниями европейской – исключительна.

Буйные музыкальные интермедии и разнообразные «гэги» (gag — нелепость), выход из сценической реальности в зал здесь были уместны (что касается обращения к залу в «Чайке» — то, мое, частное, впечатление было совершенно обратным). Микрофоны и обращенность к реальности сегодняшней, как, например, хитроумные советы по выключению мобильных устройств – все это подается в таком энергетическом регистре, что ты думаешь: а почему бы и нет! Мы же на площади, в комедии дель арте. И на ярмарке, в балагане. Ведь ты знаешь, что артисты колесят по стране, они оторваны от своего родного донецкого зрителя. А самое главное, понимаешь:артисты выдали все, без остатка отдали себя…  В твое восприятие включается все: не только их профессиональное мастерство – идет ли речь о lazzi, (трюки в commedia dell’arte), при том высочайшей точности, или об образах героев – как то, няньки Фелицаты, сильно смахивающей в мужском исполнении на дзанни – все в копилку комических средств представления Островского – но и, прежде всего, огромная искренность и сердечность, рвущиеся наружу из-под сценической маски.

Сцена 4 из спектакля

Это театр для зрителя, даже если актеры делают цитаты из знаменитой lazzi с мухой, вскользь, незаметно, словно про себя — зритель не знает про эти штучки, но не может оставить их незамеченными. Жанр народной комедии, на подмостках на колесах, стоящих сегодня внутри театра с бархатными креслами, а завтра в спортивном комплексе, в неизвестном городе, предполагает и заигрывание с публикой, на грани фривольности и чуть-чуть хуже. Но эта жажда жизни и страстность, изобретательность и искусность искупают все. В конце принимаешь и безумно орущую Поликсену, и бесконечно поправляющего чулки и того похлеще исполнителя Фелицаты. Премьер, он и есть премьер. Хотя здесь каждый премьер и премьерша. Ты не знаешь их имен, программки нет, даже на сайте театра угадываешь не всех, но это блистательный ансамбль. Хочется сказать: осторожно, ребята, осторожно, ведь все на грани, Ваша залихватски громкая микрофонная музыка, и кое-что еще… Но не важно. Это живое.

Это ТЕАТР, который несет в себе идею преодоления, где радость и насмешка над хитроумными дураками и глупыми умниками помогают преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия. Да, глупость идет рука об руку с вероломством и деловитостью, но любовь и человеческие чувства невозможно изгнать, как ни старайся.

Как возникал этот спектакль? Что от режиссера (Сергея Бобровского), а что от артистов, от традиций самого театра? Конечно, это вопросы для круглого стола, для интервью и телевизионных встреч. Заглянуть внутрь театра не так просто. Да и кто из персонажей прост? Таких нет.

Сцена 5 из спектакля

Это узнавание людей сегодняшних под маской и костюмом прошлого дорогого стоит, толкает на размышления. Этот выбор пьесы не только из-за юбилея автора. Это очень трудоемко. Это исполняется с большой самоотдачей.И это не в лоб, несмотря на обилие шуточек на грани и ярмарочность формы. Это Островский в контексте давней европейской традиции. Это наша связь с культурой, которая преодолевает границы, расширяет их. Географические, исторические, ментальные. Это знакомство с другими регионами нашей большой богатой страны. Это очень ценно для нас, зрителей, квалифицированных и разных.

Огромное спасибо за это знакомство фестивалю в Таганроге.  Есть не так много возможностей познакомить регионы нашей большой страны друг с другом. Одна из них – этот прекрасный театральный фестиваль провинциального города высокой культуры.

Таганрог, 13 сент. 2023

Анна Атарщикова

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!