
Совсем недавно по телевизору на одном из петербургских каналов была передача об архитекторе Андрее Ивановиче Штакеншнейдере. Посмотрев передачу и послушав, что рассказали о нем и его творчестве, я решила написать статью об этом архитекторе, а еще и потому, что он один из самых моих любимых зодчих.
Андрей Иванович Штакеншнейдер немецкого происхождения. Его первые немецкие предки приехали в Россию во времена правления Павла.
Андрей Иванович один из самых ярких и талантливых представителей архитектурного стиля эклектики в Санкт-Петербурге. К счастью до наших дней сохранились в нашем городе и его пригородах дворцы, которые были построены по его проектам.
В тринадцатилетнем возрасте он начал обучаться в Императорской Академии художеств, но из-за нехватки материальных средств в семье ему пришлось прервать обучение в академии и начать работать. С работой ему повезло, так как мастерской , где он работал чертежником, руководил архитектор Огюст Монферран, который в это время также занимался строительством Исаакиевского собора.
Несколько позже Штакеншнейдер посетил Италию и Францию, а также побывал на своей исторической родине в Германии. Вернувшись в Россию в 1832 году, архитектор начал активно заниматься строительством. Отзывы о его работах были хорошими, и поэтому, видимо, он попал в поле зрения самого царя Николая 1. После личного знакомства и беседы с молодым архитектором царь стал давать ему работы, но сначала по перестройке дворцов.
В 1837 году Штакеншнейдер был послан в Европу для совершенствования своего архитектурного мастерства и поэтому провел некоторое время в Италии, Франции, Германии и Англии. Межкультурные связи способствовали росту его несомненно большого таланта.
Вернувшись после успешной учебы домой в Россию,он сразу же окунулся в работу, которой у него было много. В первое время после возвращения он находился на службе при дворе великого князя Михаила Павловича, а уже в 1848 году стал архитектором Высочайшего двора и заведующим постройками загородных дворцов государыни императрицы Александры Федоровны.
Его первое крупное строение в Санкт-Петербурге сохранилось до настоящего времени, и это Мариинский
дворец, построенный по традициям неоклассицизма на Исаакиевской площади. Дворец должен был вписываться в ансамбль этой площади и гармонично сочетаться со строящимся Исаакиевским собором. По меркам того времени дворец был построен быстро (1839-1844 ), и при его строительстве были использованы все имеющиеся новые технологии и материалы. Как отмечали современники, архитектор Штакеншнейдер построил действительно выдающееся здание, за что и получил чуть позже звание профессора Академии художеств.
В настоящее время дворец является официальной резиденцией Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Следующей крупной и важной для самого архитектора работой у нас в городе был дворец Белосельских-Белозерских, построенный в самом центре города на его главной улице Невском проспекте. Это строение Штакеншнейдер возвел в стиле русского необарокко, и оно является последним частным дворцом, воздвигнутым на этой улице в 19 веке.
.Строился он с 1846 по 1848 год, по тем временам тоже очень быстро. Он и сейчас является одним красивейших дворцов и прекрасным украшением главной улицы города. Этот дворец особенно интересен для гостей из-за его последнего владельца великого князя Дмитрия Павловича, который принимал участие в убийстве Распутина.
В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра, где проводятся интересные мероприятия. Я была в нем несколько раз на концертах и даже как-то сдавала в нем экзамен, чтобы получить аккредитацию гида-переводчика.
Раиса Курбангалеева
0 Комментариев