Стихотворение Гуго фон Гофмансталя «Мой сад»в контексте культуры модерна (1)

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 2 минуты
Густав Климт.

«Древо жизни» Г. Климта

Восьмая строчка стихотворения «Мой сад» завершает тему эстетического пространства модерна, связанную с первой частью, и вводит новую тему, тему «иных садов», или, точнее, «иного сада» (так в оригинале), по которому лирический герой стихотворения якобы совсем не тоскует. Строчка начинается со слов, перекликающихся с самым началом стихотворения. Ср.: «Мой сад прекрасен … ; Прекрасный сад, ответь … » , дословно в тексте: «Он так прекрасен, что об ином едва ли вспоминаю … ». Однако на протяжении последующих шести строчек выясняется нечто прямо противоположное: образ «иного сада» не забыт лирическим героем стихотворения, он вошел в его плоть и кровь. В воспоминании об «ином саде» задействованы совсем другие органы чувственного восприятия, чем в первой части стихотворения. Картина прекрасного, эстетически совершенного, но «мертвого» пространства воспринималась с помощью зрения и слуха (блеск золота, серебра и меди, шорох серебряных листьев, звук гонга), во втором же случае речь идет об осязании, обонянии и вкусе (запах росы и земли, осязание и вкус мягких ягод, росинка, висящая на волосах), с помощью которых познается лишенное статичности «живое» и «животворное» пространство (символы жизни — вода, земля, плод). Два сада противопоставлены друг другу по их свойствам, качествам. Если первый сад отличают жесткость и блеск, свойственные металлам (Silbersäuseln, blinken), то второй сад характеризуется такими эпитетами, как «влажный» (fеucht), теплый (lau), «мягкий» (weich) (все это признаки живого существа, а также признаки среды, приятной и знакомой человеку). Возникают два антонимичных ряда, причем первый проявляется в нашем сознании по мере прочтения второго, с ассоциативной опорой на «металлические» определения (золотой, серебряный, медный).
Итак, перед нами и два пространства — искусно оформленное и искусственное эстетическое пространство (для модерна искусство и искусственность оказываются в значительной степени синонимами) и естественное пространство человеческого бытия (равнозначное природе), которое человек покинул, но о котором тоскует.

Первая и вторая часть стихотворения «Мой сад» противопоставлены друг другу не только в пространстве, но и во времени.

Все глаголы, связанные с описанием прекрасного, но неживого сада, употреблены в настоящем времени, в Ргäsens (ist, zittern, träumen, blinken, niemals trinken), в связи же с упоминанием в стихотворении «другого сада» появляется грамматическое прошедшее время, Präteritum (war, hing, ging, war) в сочетании с наречием «раньше» (fгüher). Однако дело не ограничивается лишь противопоставлением настоящего и прошлого. Во второй части стихотворения встречаются и глаголы настоящего времени (rieche, weiß), они как бы перекидывают мостик между «садом» настоящего и «другим садом» прошлого. Элементом, соединяющим два времени, становится само слово «сад», употребляемое как в отношении эстетически освоенного, так и в отношении природно-естественного пространства. Связующим звеном между ними является и лирический герой стихотворения.

Два пространства, окружающие человека — это искусственно созданное им, вторичное по отношению к природе, а значит, и к жизни, пространство, далекое от среды его естественного обитания, и собственно природа, собственно жизнь, которую он уже почти не замечает за окружающими его мертвыми вещами. На вопрос, который Гофмансталь обращает в сущности к себе самому, вопрос выбора, ответить совсем не так легко, как кажется.

Густав Климт.

Картина Г. Климта «Сельский сад с подсолнухами»

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!