Литература, всего лишь литература

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 1 минута

Прошло немало лет с тех пор, как я писала свою диссертацию, связанную с австрийской литературой. Тогда мне пришлось очень много работать в Публичной библиотеке, листая старые книги и журналы. Период, который я исследовала, касался не только «моего» писателя Германа Броха, но и всего периода 20-40-х годов. Особенно интересными были 20-е годы с их поисками и метаниями после окончания первой мировой войны. В сознании жителей Западной Европы того времени наступила та точка отсчета, после которой все должно было начаться заново. По результатам войны распалась великая Дунайская империя — Австро-Венгрия, многие столетия объединявшая различные народы Европы. Ушли в прошлое Габсбурги, родились новые национальные государства. Сама же Австрия, лишившись своих польских, чешских, венгерских и т.д. земель, превратилась в маленькую страну с очень неопределенным будущим.

Именно в этот период многие австрийские писатели (да и немецкие тоже) стали задумываться о двух возможных путях дальнейшего развития Австрии и Европы в целом. По образцу России или Америки. Россия представлялась им страной невиданных преобразований, где воплощались в жизнь идеи Великой французской революции о свободе, равенстве и братстве. Там вершился величайший социальный эксперимент, способный положительным образом изменить судьбу человечества.

Америку же они воспринимали как символ технического прогресса, который сам собой, автоматически приведет человечество к благоденствию и всеобщему счастью.

Это были Стефан Цвейг, Йозеф Рот, Эгон Эрвин Киш, Бертольд Брехт и целый ряд других литераторов.

Образ России того периода не совпадает с тем, что происходит в России на самом деле, он в значительной степени идеализирован и определяется популярностью в это время в Австрии и Германии социалистических идей. Идеализация образа России накладывает отпечаток на описание реальных поездок в эту страну, заставляет писателей закрывать глаза на многие явления российской действительности, не укладывающиеся в заданный образ.

Правда, и путь Америки оказался не таким, каким он представлялся в 20-е годы. Уже тогда некоторые писатели начали критиковать отчетливо выраженный прагматизм и сухой, если не сказать, бездушный рационализм американизма. «Старой» Европе не нравилось и отсутствие сколько-нибудь значимых культурных традиций «молодой» Америки.

Что же приведет человечество ко всеобщему счастью? Может быть, мысль Канта о том, что человек должен быть для других людей целью, а не средством?

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!