От текста к речи. Обучение быстрому чтению немецких текстов.

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 2 минуты


При обучении иностранному, в частности, немецкому языку, как правило, очень много внимания уделяется чтению с полным пониманием содержания текста, т.е. фактически дословному, точному письменному переводу или переводу с листа и относительно мало обучению другим видам чтения текста.

Цель обучения ознакомительному и поисковому чтению

Предпереводческий тренинг с целью выработки умений и навыков, предполагает, однако, в первую очередь обучение ознакомительному и поисковому чтению. При этом намеренно отбираются тексты примерно одинаковой сложности, и в начале отнюдь не более простые, чем в конце, т.е. не исходя из принципа от простого к сложному, так как цель авторов комплекса упражнений заключается в снятии у обучаемых страха

  • перед сложными текстами
  • текстами с новой, неизвестной или малоизвестной обучаемым тематикой
  • текстами, в которых присутствует неизвестная или малоизвестная обучаемым лексика.

Другими словами, речь идет о расшатывании стереотипа, согласно которому любой иноязычный текст может стать основой для формирования высказываний только в случае его стопроцентного понимания.

Виды упражнений

Все упражнения к текстам делятся на 4 группы:

  1. Предтекстовые («ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЧИТАТЬ»)
  2. Послетекстовые 1 («ПРОЧИТАТЬ И ПОНЯТЬ»)
  3. Послетекстовые 2 («АНАЛИЗ И ТРАНСФОРМАЦИЯ»)
  4. Обобщающие («ОБСУЖДЕНИЕ И ДИСКУССИЯ»)

Кроме того, в обучающих целях может быть добавлен раздел с русскими параллельными текстами той же тематики.

Предтекстовые упражнения

Предтекстовые упражнения настраивают обучаемого на ту тематику, которой предстоит заниматься. Они активизируют ассоциативную память, способствуют развитию навыков вероятностного прогнозирования, навыков спонтанного речепроизводства. При работе над предтекстовыми, как впрочем и над некоторыми послетекстовыми упражнениями важную роль играет опора на уже имеющиеся, в том числе экстралингвистические знания. Речь идет о развитии способности быстрой перегруппировки, концентрации, активизации уже имеющихся в памяти обучаемых «старых» сведений с целью их использования для «новых» целей.

Послетекстовые упражнения первой и второй группы

С помощью послетекстовых упражнений первой группы выявляется степень понимания текста после первого прочтения и внимание обучаемых концентрируется на некоторых важных понятиях читаемых текстов.

В послетекстовых упражнениях второй группы значительное место занимают упражнения на словообразование, важные для развития «чувства языка», для умения понимать общее содержание текста без дословного перевода, а также лексико-грамматические упражнения, помогающие обучаемым систематизировать и запоминать новую лексику, а также готовящие их к беседе по данной тематике.

Обобщающие упражнения

Обобщающие упражнения располагаются после ряда текстов сходной тематики или в конце большого текста, читаемого по частям. Их цель — побудить обучаемых к активному использованию новой лексики в ходе высказывания отношения к прочитанному, сравнения и обсуждения различных позиций и представлений. В качестве опоры при монологических и диалогических высказываниях обучаемым предлагаются клише.

Заключение

Часто неразвитость вышеназванных навыков путают с уровнем знания иностранного языка вообще. Но опыт свидетельствует о том, что обучаемые поначалу не умеют спонтанно формулировать свои мысли не только на чужом, но и на родном языке.

Конечная цель серии пособий «От текста к речи» это развитие навыков, необходимых всем изучающим немецкий язык. Поэтому они могут быть использованы широким кругом обучающихся.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!