Крылатые слова и выражения (2)

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 4 минуты
Готтхольд Эфраим Лессинг

В предыдущей статье из этой серии я уже упоминала о том, как мы изучали в школе языка немецкую литературу. Больше всего мне почему-то запомнился Лессинг. Может быть потому, что изучение его трагедии «Эмилия Галотти» порождало со стороны некоторых соучеников, особенно мальчиков, откровенные насмешки.

Как воспринималась «Эмилия Галотти» подростками в школе

Помню, как они издевались над героиней пьесы Лессинга Эмилией Галотти, называя ее Эмилией Галошей, и т.д. Сентиментальный характер повествования, моральные проблемы, весьма далекие от того времени, когда мы читали это произведение, а главное от нашего возраста, не дали нам возможности по-настоящему оценить эту пьесу.

Сейчас я хочу исправить эту ошибку, поэтому обзор этих классических крылатых слов и выражений я начну, пожалуй, с Лессинга (1729-1781) и его пьесы «Эмилия Галотти».

Считаю, что контекст, поясняющий эти крылатые слова и выражения для их лучшего понимания, все же необходим. Поэтому хочу сначала немного поближе познакомить вас с Лессингом.

Краткий обзор творчества Лессинга

Готхольд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing) — это выдающийся писатель немецкого Просвещения, драматург, теоретик театра и театральный критик, а также сочинитель известных басен. Он написал немало пьес, но самыми известными его произведениями считаются трагедия — Trauerspiel) «Эмилия Галотти» (1772) и (драматическое стихотворение — Dramatisches Gedicht) «Натан мудрый» (1779). Однако он писал и комедии. Пожалуй, наиболее популярной из них была «Минна фон Барнхельм» (1767).

Еще в школе на меня очень большое впечатление произвел опубликованный в 1966 году трактат Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (Lookoon oder über die Grenzen der Malerei und Poesie), где он пытался определить принципиальное различие этих искусств.

Басни Лессинга, написанные в прозе, не произвели на меня особого впечатления, может быть, потому, что в российской традиции существуют произведения И. А. Крылова. Тем не менее их до сих пор читают немецкие школьники и, я думаю, не без интереса и удовольствия.

Cюжет трагедии «Эмилия Галотти»

Вернемся, однако, к «Эмилии Галотти». Действие трагедии разворачивается в некоем условном итальянском княжестве, о чем свидетельствуют имена действующих лиц (Маринелли, Галотти, Аппиани, Конти и др.), хотя здесь легко угадывается раздробленная на множество мелких государств Германия. Властитель княжества принц Хетторе Гонзага, сластолюбивый и беспринципный, добивается любви скромной девушки Эмилии Галотти. В этом ему помогает его приближенный Маринелли. Выполняя волю принца, Маринелли пытается отсрочить свадьбу Эмилии и ее знатного жениха Аппиани. Когда это не удается, совершается нападение на карету едущих на собственную свадьбу жениха и невесту. Жених убит, невеста похищена и оказывается практически в плену у принца, который, пользуясь своей властью, не позволяет отцу увезти ее. Эмилия предпочитает смерть позору, и по ее просьбе отец закалывает ее кинжалом. Пьеса кончается монологом принца, обвиняющего Маринелли в его коварстве, хотя основным виновником произошедшего является в сущности он сам.

Карамзин и Лессинг

Следует упомянуть, что эта трагедия была переведена в 1788 году Н. М. Карамзиным (1766-1826), который известен российскому читателю как старший друг А. С. Пушкина и автор «Истории государства Российского», но был также переводчиком и автором художественных произведений, в частности, повести «Бедная Лиза» (1792), написанной в духе сентиментализма. В этом пасторальном произведении юную крестьянскую девушку («пастушку») Лизу соблазняет богатый дворянин Эраст. Брошенная им, она в отчаянии, полная раскаяния в своем грехопадении, кончает жизнь самоубийством. По сравнению с произведением Лессинга эта повесть особого интереса у современного читателя вызвать, на мой взгляд, не может, хотя в свое время пользовалась большим успехом. Трагедия Лессинга гораздо глубже, сложнее. В ней на первое место выступает не отданная на поругание честь юной девушки, а произвол сильных мира сего, тех, кому власть и деньги заменяют совесть, и борьба против этого произвола. Неоднозначность ситуации выражается во внутренней борьбе Эмилии с самой собой, с соблазнами легкой, красивой, праздничной несвободы и желание обрести свободу, пусть даже в смерти.

Фразы Лессинга, ставшие крылатыми выражениями

Все творчество Лессинга можно сформулировать в одной фразе, заголовке его произведения 1780 года:

Erziehung des Menschengeschlechts. — Воспитание человеческого рода.

В этом трактате содержится знаменитое высказывание Лессинга:

Es ist nicht wahr, dass die kürzeste Linie immer die gerade ist. — Неверно, что самая короткая линия всегда прямая.

Нарицательным стало восклицание принца Хетторе Гонзага, разбирающего бумаги в кабинете за рабочим столом, в самом начале «Эмилии Галотти»:

Klagen, nichts als Klagen! Bittschriften, nichts als Bittschriften! — Жалобы, одни лишь жалобы! Просьбы, ничего кроме просьб!

Как они напоминают порой восклицания наших сегодняшних чиновников!

А вот и диалог принца с художником Конти, тоже очень актуальный по нынешним временам:

Was macht die Kunst? — Prinz, die Kunst geht nach Brot. — Что поделывает искусство? — Искусство отправляется за хлебом, принц!

Когда нанятый Маринелли бандит Анджело требует от слуги Галотти, чтобы он участвовал в нападении на карету жениха и невесты, он говорит:

Tu, was du nicht lassen kannst! — Делай то, что ты не можешь не делать!

Это выражение часто употребляется, правда, теперь уже в другом контексте.

Брошенная принцем любовница, графиня Орсина, про которую Маринелли утверждает, что она безумна, говорит отцу Эмилии Одоардо Галотти:

Wer über gewisse Dinge den Verstand nicht verlieret, der hat keinen zu verlieren. — Если Вы не сходите с ума из-за некоторых вещей, то Вам нечего терять.

И, наконец, одна из заключительных фраз Одоардо после убийства дочери. На вопрос принца, что он сделал, он повторяет фразу Эмилии:

Eine Rose gebrochen, ehe der Sturm sie entblättert. — Сорвал розу, прежде чем буря унесла ее лепестки.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!