Почему Швейка любят в России

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты

Андреев Сергей Иванович, председатель чешско-русского культурного общества имени братьев Чапеков.

Выступление на выставке довоенных, военных и послевоенных изданий романа Я. Гашека в Российской Национальной библиотеке.

Итак, Швейк. Ни в коей мере не умаляя достоинств романа, которому посвящена эта выставка, хочу сказать совершенно определённо: для тех, кто хоть немного знаком с чешской литературой и культурой, Швейк – это своего рода вызов, загадка, которая не даёт покоя, требует разрешения. Когда видишь, как популярен этот персонаж у нас, хочется понять – почему, и может быть, даже сказать пламенное слово в защиту чехов и чешской литературы. Именно так и прошу рассматривать это моё выступление. Да, роман хорош, но…есть авторы и произведения  бесконечно более глубокие. Чапек, Грабал, список можно продолжать очень и очень долго.Читайте их, впитывайте их вселенский опыт,.

И всё-таки Швейк любим. Иногда приходится слышать, что в  Швейке даже отражены черты так называемого национального характера. С этим понятием  стоит разобраться  — что это вообще такое, что это за глубинный пласт, который соединяет личностей в народ. И  хочется понять, что же там, в сердцевине сознания народа, отделить от всего поверхностного,что дано условиями жизни, воспитания, образования отдельного человека. Найти  те чёрточки и основы, которые спрятаны  веками, а может быть и тысячелетиями. Мы их не видим и не слышим,  а они издают звуки, формирующие то, что, может быть, и можно назвать национальным характером или народной душой.

Яснее всего они звучат в сказках. Вот уж сколько лет ломают голову европейские мудрецы, пытаясь разгадать русскую душу, а им бы прочитать, как в русской сказке печка  говорит «Съешь моего ржаного пирожка», как яблоня предлагает свои яблочки. И многое станет яснее. Они все живые, в них живёт душа.  Наука это называет анимизмом и характеризует, как прарелигию.  Действительно, если мир наш создан Творцом, то его частичка, его энергия присутствует во всем, что в этой Вселенной есть. Многие это забыли, а сказки помнят. И наш народный характер это несёт.  И Емеля на печи, и Иван-дурак — они вовсе не лентяи. Они знают о судьбе и ждут её сигнала. Современные делатели карьер этого не знают, потому суетятся. А Емеля с Иваном сидят спокойно.  До времени. Придёт время – и печка поедет.

Сравните этих персонажей со Швейком, и вы найдёте очень много общего.Он тоже любые ситуации принимает, как данность,  и тоже старается, чтобы всем везде было хорошо. А если кому-то кажется, что это не хорошо, а наоборот, так это просто от непонимания законов жизни. Ведь есть судьба, от неё не уйдёшь, и надо сказать себе об этом, сесть с кружкой пива и успокоиться.

И точно также, как авторы наших сказок, Гашек через Швейка препарирует ханжество, тщеславие, жадность, глупость, то есть качества, которые мы видим повсюду и везде. И делает это мастерски,  используя «ловлю на дурака». В самом деле, только очень порядочный человек устоит против искушения обмануть дурака. Все прочие такую возможность используют с радостью и тут же попадутся… на перо писателя и на голубые глаза умного Швейка,который усвоил себе любопытную манеру общения и раскусывания людей. Попробуйте проделать то же самое – ручаюсь, вы откроете много нового в некоторых своих знакомых.

Швейк вообще очень порядочный человек. «Вот это воспитание» — сказал полковник, узнав, что Швейк сожрал любовную записку своего начальника, поручика Лукаша, чтобы она не попала в руки полиции.

Он верит в товарищество, он культурен, он знает латынь, он грамотен. Попытайтесь-ка сочинить собачий сертификат, да так, чтобы он был, как настоящий. А он сочинял, и хорошо это делал. А то, что беспородная собака будет жить в богатом доме, сытно есть,  этому все защитники животных могут только аплодировать. И при этом владельцы пса – надуваться от тщеславия. Им ведь не просто четвероногий друг нужен, а особа голубых кровей. Вот и получите. Кому от этого плохо? Кстати, вот это последнее коротенькое предложение я бы поставил вторым заголовком  или эпиграфом романа.

Разве плохо сделал он дамочке, которая ни с того ни с сего припёрлась к поручику Лукашу, сбежав от своего мужа-фабриканта? Бедный Лукаш по доброте своей устроил её дома, сказал, что ночует в казарме и попросил Швейка исполнять все её желания. Ну и Швейк доложил, что исполнил все.

— А много их было?

— Примерно 5 или 6 

Лукаш доволен, Швейк горд, дамочка рада. Ну всем хорошо.

И, может быть, самое главное: он чужд всякой позе, чужд лозунгам любого рода – от «долой», до «да здравствует». Он словно читает их через вопрос: а почём тогда будет пиво? Словом, он, несмотря на мнимую глупость – настоящий носитель того, что в Чехии называют «Здравый сельский розум». А  этого как раз многие годы не хватало и не до сих пор не хватает нам, забывавшим о простом человеке и его  нуждах за разного рода красивыми лозунгами, приносившим во имя «светлого будущего» и разных политических афёр огромные жертвы. И потому Швейк со своим «здравым умом» особенно дорог нам.

.      Но только не надо думать, что это типичный образ чеха. Чехи тоже бывают разные, так же как и русские, так же, как и все остальные люди на этой Земле..

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!