В предыдущих статьях я писала преимущественно о музыкальном Санкт-Петербурге, но наш город и город музеев, да еще каких! Санкт-Петербург — культурный центр с мировой известностью, и обычно, говоря об этом, сразу же после названия города произносят Эрмитаж, и я думаю, что никому не нужно объяснять, что это такое. У большинства туристов кроме знакомства с самим городом и его достопримечательностями, одной из главных целей посещения города является знакомство с Эрмитажем.
История Эрмитажа
Государственный Эрмитаж считается одним из крупнейших и популярнейших музеев мира. Более трех миллионов экспонатов выставлены и хранятся в этом храме искусства, и почти все они относятся к памятникам мировой культуры. Да и само местонахождение музея впечатляет.
Для дочери Петра Великого Елизаветы итальянским архитектором Растрелли в стиле барокко строился в период с 1754 по 1762 год Зимний дворец. Царица умерла до окончания строительных работ и первой хозяйкой его стала Екатерина II (Великая), которая и основала в нем музей Эрмитаж. Дата открытия музея 7.12. 1764. Музей Екатерины постоянно пополнялся ценнейшими экспонатами и это были не только картины, но и античные статуи, коллекции резных камней, предметы мебели и многое другое. Екатерина II переписывалась с Вольтером, была с ним в дружеских отношениях и после его смерти купила, принадлежавшую ему библиотеку. Позднее около Зимнего дворца в 1764 -1775 гг по проекту архитектора Фельтена был построен Малый Эрмитаж и назван он был так из-за своих размеров. В 1783 году было возведено здание Эрмитажного театра архитектором Кваренги. Несколько раньше в 1770 по указанию самой царицы было начато строительство Большого (Старого) Эрмитажа, которое закончилось лишь при правлении ее внука Александра I.
После смерти Екатерины последующие русские цари продолжали активно пополнять коллекцию и она постоянно становилась все большее и ценнее.
В 1837 году, при правлении Николая I, в Зимнем дворце произошел пожар, который нанес большой урон дворцу. Царь понимал, что помещений для такого количества ценностей становится мало и поэтому началось строительство еще одного здания специально для размещения картинной галереи. Новый Эрмитаж был построен немецким архитектором Кленце в 1842-1851 гг. При Николае I музей становится публичным, его могла посещать обширная публика. После революции 1917 года Эрмитаж объявляется государственным музеем, доступным для всех желающих.
Коротко о коллекциях Эрмитажа
Нужны годы, чтобы познакомиться со всей коллекцией, да и сами помещения Зимнего дворца очень интересны для посетителей. Например, мне неоднократно говорили туристы, что Малахитовый зал понравился им больше, чем Янтарная комната в Екатерининском дворце. Многих гостей интересует жизнь царей во дворце.
Шедевры Эрмитажа бесценны, их просто невозможно перечислить. Я напомню название только нескольких: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи , «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, „Юноша с лютней» Караваджо, «Завтрак» Веласкеса, «Скорчившийся юноша» Микеланджело, Афродита (Венера Таврическая).
Выставка французских импрессионистов находится в настоящее время в здании Генерального штаба, куда большинство посетителей Эрмитажа обязательно хотят попасть. Там размещены картины Писсарро, Матисса, Гогена, Ренуара и других.
Я пишу эту статью и очень надеюсь, что кому-нибудь, прочитав ее, захочется сходить в музей или почитать что-то по искусству с иллюстрациями, то есть, просто немного расслабиться, забыть о повседневных заботах и украсить свой досуг. Для посещения музеев сейчас и время хорошее, не очень много посетителей.
Академия художеств
Россия дала миру много выдающихся художников, творчеством которых мы восхищаемся и гордимся.
Идея создания в России Академии наук и художеств принадлежала Петру I, однако осуществила ее его дочь русская царица Елизавета. В ноябре 1757 года Сенат издал указ о создании «Академии трех знатнейших искусств». Первым директором стал Иван Шувалов, который пригласил сначала педагогов из Европы. Само здание академии было построено в 1788 году по проекту архитекторов Валлен-Деламота и Кокоринова на Васильевском острове на берегу Невы. Академия такого рода была первой и в то время единственной в России. Она была долгое время также центром художественного просвещения и активно содействовала развитию и совершенствованию многих видов искусств.
В Академии был основан музей, где выставлялись работы педагогов, студентов и выпускников этого учебного заведения. Собрание этой коллекции легло в основу коллекции основанного Александром III Русского музея.
История Русского музея
В 1825 году закончилось строительство дворца, предназначенного для младшего брата царя Александра I Михаила. Этот дворец — работа известного итальянского архитектора Карла Росси. Последний русский царь Николай II передал бывший дворец Русскому музею Императора Александра III. Коллекция Русского музея постоянно росла и поэтому архитектор Бенуа пристроил позже дополнительно к дворцу корпус, который получил его имя. Корпус Бенуа и дворец соединены между собой переходом. Основан был музей в 1895 году, а открыт 1898-ом.
Коллекция музея включает в себя в основном живопись, скульптуру графику, современное искусство, декоративно-прикладное искусство и дизайн и считается одним из самых крупных и ценнейших музеев русского искусства. В музее часто проводятся различные выставки, которые пользуются всегда большим успехом у посетителей.
Русский музей сегодня
Музей гордится коллекцией древнерусских авторов, иконами Андрея Рублева. Здесь также можно познакомиться с историей развития отечественного искусства с XVIII века и до наших дней.
К сожалению, в первозданном виде в самом здании сохранилось очень мало. Белый зал напоминает времена первого владельца дворца — великого князя Михаила Павловича. Великолепна отделка помещения и мебель, выставленная здесь, сделанная по эскизам Карла Росси. Зал освещают старинные золоченые люстры, живопись плафонов выполнена по моде того времени, как и стены, покрытые искусственным мрамором. Очень красив паркетный пол, а мне еще очень нравятся двери, по которым сразу же можно определить работу К. Росси.
Невозможно написать и описать все произведения искусства русских мастеров, выставленные в этом музее, но там находятся действительно лучшие работы лучших мастеров. Я работала в большинстве случаев с гостями из Германии и у них почти всегда было желание ближе познакомиться с русскими иконами и работами И.Е. Репина и К. Брюллова. У меня сложилось впечатление, что «вся» Германия знает «Бурлаки на Волге» Репина и «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Я сама очень люблю творчество И. Шишкина, К. Айвазовского , А.Куинджи, И. Левитана и многих других и поэтому во время экскурсий никогда не проходила мимо их работ.
Я не искусствовед по образованию и поэтому не ставлю своей целью описывать картины и тем более давать им свою оценку. Я просто хочу напомнить, что у нас в городе есть много прекрасного и интересного. Личное соприкосновение со всем этим делает жизнь интереснее и ярче, уводит, пусть и не надолго, от проблем и забот. О себе могу сказать: «Это то, что я люблю».
До встречи в музеях!
Мы с Н.А. Хрусталевой — гиды, водили экскурсии по городу, имеем лицензии для проведения экскурсий в ведущих музеях города, сами преподавали на курсах гидов и поэтому, если у Вас (наших читателей) есть какие-то вопросы, обращайтесь, и мы с удовольствием ответим на них. О нас Вы также можете прочитать в книге «Истории из жизни петербургских гидов. Правдивые и не очень», которую мы написали в соавторстве и опубликовали в «ЛитРес». Причем абсолютно безвозмездно.
Р. А. Курбангалеева
0 Комментариев