Представитель среднего класса в России в 90-е годы
Заказчики, любящие обстоятельность
Лет этак 25 назад предложил мне один наш социолог перевести довольно большое исследование, сделанное по заказу представителей одной страны, тогда дружественной, а сегодня уже нет. В этой стране считалось, что ее процветание и благополучие зависят не столько от больших корпораций, сколько от малого и среднего бизнеса. Поскольку они очень радели о нашем будущем, которое стремились построить по своему образцу и подобию, то постоянно объясняли нам, как важно создавать и пестовать этот самый малый и средний бизнес. А у нас в эпоху «дикого» капитализма почему-то в основном олигархи как грибы в лесу после дождя росли.
Вот и решили наши нынешние «не друзья» тогда выяснить, родился ли у нас средний класс и, если таковой имеется, то как он родимый выглядит и с чем кашу ест. А также, что носит, где живет и о чем мечтает.
Исполнители, любящие подхалтурить
Заказ был очень срочный, точнее говоря, группа социологов как всегда к сроку не успевала, поскольку пунктуальность и системная работа это не наш конек. Зато выкручиваться из создаваемых самими сложных ситуаций мы умеем. Поэтому собрали команду переводчиков, разделили между ними текст и сказали, что заказ нужно было сделать еще вчера.
Никогда до этого не читала социологических исследований и оно показалось мне довольно забавным. Ни цифр, ни данных о регионе опрашиваемых, ни описания методики выборки не было. Может быть, их не было только в моей части? Зато выводы звучали довольно убедительно, так как то, что описывалось, было видно даже без очков.
Результаты исследования
В исследовании сообщалось, что средний класс в России имеется, хотя и в весьма ограниченном количестве. На чем он заработал свои относительно скромные по сравнению с западными странами деньги, подробно не описывалось. Впрочем, тогда вся страна стремилась что-нибудь по дешевке (например, просрочку) купить, а потом как можно дороже продать. Не зря приезжавшие к нам иностранцы спрашивали, почему наши бизнесмены так не любят свой народ.
А вот образ жизни, привычки, устремления и надежды нашего среднего класса были описаны во всей красе.
Забавные анекдоты о «новом русском», ходившие в те времена, только отчасти передавали состояние человека, получившего в руки деньги и не знавшего толком, что с ними делать. Время малиновых пиджаков к тому времени уже закончилось. Наш немногочисленный средний класс начал интересоваться модой. Он выезжал теперь за рубеж и очень этим гордился. В кругу знакомых он с воодушевлением рассказывал об увиденном. Демонстрировал новый стиль в одежде. А чтобы подкрепить правдивость своего рассказа о заморских странах, дарил знакомым сувениры «оттуда». Поездки за границу были важным элементом престижа.
Мой личный опыт общения со средним классом
Социологу можно было не поверить, но пару лет спустя, выезжая с директорами наших предприятий на двухнедельные семинары в Германию, я сама убедилась в этом. Владелец одной фирмы закупил, например, в качестве сувениров с десяток золотых или золоченых (нет, все-таки золотых) зажимов для галстуков. Он же дал в ресторанчике, куда мы целой группой пошли вечером, такие большие чаевые, что поблагодарить его вышли все официанты этого заведения. К сожалению, за спиной нашего нувориша «облагодетельствованные» им ресторанные работники просто подсмеивались над ним.
Были и прямо противоположные случаи. Один из топ-менеджеров другой фирмы, отличавшийся завидной экономностью, тоже искал сувениры. Ради них он потребовал отвезти его в фирменный магазин предприятия «Мерседес-Бенц»(тогда еще «Даймлер-Бенц»). Там он купил штук 30 значков с изображением «Мерседеса». Относительно недорогая и статусная покупка.
Выбор значков не был случайным, ведь автомобиль уже тогда вошел в разряд элементов престижа. Утверждение Остапа Бендера, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» явно опровергалось российским средним классом. Конечно, речь поначалу шла не о «Мерседесах». Припоминаю даже случай, когда один владелец палатки вложил все свои сбережения в новенький автомобиль и, не успев даже застраховать его, тут же разбил. Он тут же прибежал к моей подруге, которой за небольшую сумму уступил свою предыдущую, порядком потрепанную машину, и стал уговаривать ее продать ему это авто назад. Ведь он же не может без автомобиля!
Неужели, правда, были пальмы?
Одно утверждение из вышеупомянутого социологического исследования поставило меня в тупик. Речь шла о пальме и других экзотических растениях, которыми якобы украшали свои жилища представители российского среднего класса. Другое утверждение показалось мне понятным и убедительным. Социолог писал о том, что многие россияне с неплохим достатком на первое место ставили не одежду, заграничные поездки и автомобиль. Они вкладывали деньги прежде всего в будущее своих детей, в их образование.
Как «прибиться» сегодня к среднему классу?
Прошло много лет. Многое изменилось. Хотя я не уверена, что малый и средний бизнес превратились в сколько-нибудь серьезную основу нашего государства. Сегодня много говорится о работе онлайн. Кому-то, видимо, кажется, что это спасение для молодых и честолюбивых, которые уже завтра заработают таким образом денег и перейдут в другой социальный класс — средний класс. Некоторые, правда, питают надежду перепрыгнуть эту ступеньку и очутиться среди олигархата. Образ красивого, хорошо сложенного молодого мужчины, бредущего по берегу моря, пальмы и горы вдалеке, сияющее солнце — вот картинка сегодняшнего дня, которая будоражит воображение многих.
Нас усиленно зазывают на различные онлайн-курсы, утверждая, что, начав работать «на себя», мы заработаем много денег и станем «свободными». Конечно, взяв под мышку компьютер, ты можешь отправиться куда угодно. Главное, чтобы в этом «куда угодно» был интернет. Я такое уже пробовала, и не раз. Спешу разочаровать тех, кто еще не понял. Работать надо везде. И свобода тут весьма иллюзорна. Ты можешь перемещаться из одной точки в другую. Но ты ни днем, ни ночью не свободен от работы. Голодному плохо везде. Нужны заказы, нужны покупатели на твою умную голову. А они бывают не менее привередливы и строги, чем твой бывший начальник. Тебе приходится думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Ведь не всегда же ты будешь молод и здоров. А если есть семья, то и о ней. Твоя ответственность и твоя нагрузка резко возрастают. Ты должен бороться с конкурентами, быть постоянно в курсе новых тенденций в своей профессии, развивать свое дело, искать креативные решения. Может быть, все не так просто, как описывается в рекламе?
Скажите мне, граждане, есть ли у нас в России средний класс?
0 Комментариев