Есть ли в России средний класс?

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 4 минуты

Представитель среднего класса в России в 90-е годы

Заказчики, любящие обстоятельность

Лет этак 25 назад предложил мне один наш социолог перевести довольно большое исследование, сделанное по заказу представителей одной страны, тогда дружественной, а сегодня уже нет. В этой стране считалось, что ее процветание и благополучие зависят не столько от больших корпораций, сколько от малого и среднего бизнеса. Поскольку они очень радели о нашем будущем, которое стремились построить по своему образцу и подобию, то постоянно объясняли нам, как важно создавать и пестовать этот самый малый и средний бизнес. А у нас в эпоху «дикого» капитализма почему-то в основном олигархи как грибы в лесу после дождя росли.

Вот и решили наши нынешние «не друзья» тогда выяснить, родился ли у нас средний класс и, если таковой имеется, то как он родимый выглядит и с чем кашу ест. А также, что носит, где живет и о чем мечтает.

Исполнители, любящие подхалтурить

Заказ был очень срочный, точнее говоря, группа социологов как всегда к сроку не успевала, поскольку пунктуальность и системная работа это не наш конек. Зато выкручиваться из создаваемых самими сложных ситуаций мы умеем. Поэтому собрали команду переводчиков, разделили между ними текст и сказали, что заказ нужно было сделать еще вчера.

Никогда до этого не читала социологических исследований и оно показалось мне довольно забавным. Ни цифр, ни данных о регионе опрашиваемых, ни описания методики выборки не было. Может быть, их не было только в моей части? Зато выводы звучали довольно убедительно, так как то, что описывалось, было видно даже без очков.

Результаты исследования

В исследовании сообщалось, что средний класс в России имеется, хотя и в весьма ограниченном количестве. На чем он заработал свои относительно скромные по сравнению с западными странами деньги, подробно не описывалось. Впрочем, тогда вся страна стремилась что-нибудь по дешевке (например, просрочку) купить, а потом как можно дороже продать. Не зря приезжавшие к нам иностранцы спрашивали, почему наши бизнесмены так не любят свой народ.

А вот образ жизни, привычки, устремления и надежды нашего среднего класса были описаны во всей красе.

Забавные анекдоты о «новом русском», ходившие в те времена, только отчасти передавали состояние человека, получившего в руки деньги и не знавшего толком, что с ними делать. Время малиновых пиджаков к тому времени уже закончилось. Наш немногочисленный средний класс начал интересоваться модой. Он выезжал теперь за рубеж и очень этим гордился. В кругу знакомых он с воодушевлением рассказывал об увиденном. Демонстрировал новый стиль в одежде. А чтобы подкрепить правдивость своего рассказа о заморских странах, дарил знакомым сувениры «оттуда». Поездки за границу были важным элементом престижа.

Мой личный опыт общения со средним классом

Социологу можно было не поверить, но пару лет спустя, выезжая с директорами наших предприятий на двухнедельные семинары в Германию, я сама убедилась в этом. Владелец одной фирмы закупил, например, в качестве сувениров с десяток золотых или золоченых (нет, все-таки золотых) зажимов для галстуков. Он же дал в ресторанчике, куда мы целой группой пошли вечером, такие большие чаевые, что поблагодарить его вышли все официанты этого заведения. К сожалению, за спиной нашего нувориша «облагодетельствованные» им ресторанные работники просто подсмеивались над ним.

Были и прямо противоположные случаи. Один из топ-менеджеров другой фирмы, отличавшийся завидной экономностью, тоже искал сувениры. Ради них он потребовал отвезти его в фирменный магазин предприятия «Мерседес-Бенц»(тогда еще «Даймлер-Бенц»). Там он купил штук 30 значков с изображением «Мерседеса». Относительно недорогая и статусная покупка.

Выбор значков не был случайным, ведь автомобиль уже тогда вошел в разряд элементов престижа. Утверждение Остапа Бендера, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» явно опровергалось российским средним классом. Конечно, речь поначалу шла не о «Мерседесах». Припоминаю даже случай, когда один владелец палатки вложил все свои сбережения в новенький автомобиль и, не успев даже застраховать его, тут же разбил. Он тут же прибежал к моей подруге, которой за небольшую сумму уступил свою предыдущую, порядком потрепанную машину, и стал уговаривать ее продать ему это авто назад. Ведь он же не может без автомобиля!

Неужели, правда, были пальмы?

Одно утверждение из вышеупомянутого социологического исследования поставило меня в тупик. Речь шла о пальме и других экзотических растениях, которыми якобы украшали свои жилища представители российского среднего класса. Другое утверждение показалось мне понятным и убедительным. Социолог писал о том, что многие россияне с неплохим достатком на первое место ставили не одежду, заграничные поездки и автомобиль. Они вкладывали деньги прежде всего в будущее своих детей, в их образование.

Как «прибиться» сегодня к среднему классу?

Прошло много лет. Многое изменилось. Хотя я не уверена, что малый и средний бизнес превратились в сколько-нибудь серьезную основу нашего государства. Сегодня много говорится о работе онлайн. Кому-то, видимо, кажется, что это спасение для молодых и честолюбивых, которые уже завтра заработают таким образом денег и перейдут в другой социальный класс — средний класс. Некоторые, правда, питают надежду перепрыгнуть эту ступеньку и очутиться среди олигархата. Образ красивого, хорошо сложенного молодого мужчины, бредущего по берегу моря, пальмы и горы вдалеке, сияющее солнце — вот картинка сегодняшнего дня, которая будоражит воображение многих.

Нас усиленно зазывают на различные онлайн-курсы, утверждая, что, начав работать «на себя», мы заработаем много денег и станем «свободными». Конечно, взяв под мышку компьютер, ты можешь отправиться куда угодно. Главное, чтобы в этом «куда угодно» был интернет. Я такое уже пробовала, и не раз. Спешу разочаровать тех, кто еще не понял. Работать надо везде. И свобода тут весьма иллюзорна. Ты можешь перемещаться из одной точки в другую. Но ты ни днем, ни ночью не свободен от работы. Голодному плохо везде. Нужны заказы, нужны покупатели на твою умную голову. А они бывают не менее привередливы и строги, чем твой бывший начальник. Тебе приходится думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Ведь не всегда же ты будешь молод и здоров. А если есть семья, то и о ней. Твоя ответственность и твоя нагрузка резко возрастают. Ты должен бороться с конкурентами, быть постоянно в курсе новых тенденций в своей профессии, развивать свое дело, искать креативные решения. Может быть, все не так просто, как описывается в рекламе?

Скажите мне, граждане, есть ли у нас в России средний класс?

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!