Когда сегодня я вспоминаю месяц, проведенный нами в Вене, мне кажется, что по обилию впечатлений, по радостному ощущению непреходящей новизны он был равен годам. Каких замечательных людей мы узнали! Как много мы успели увидеть и понять!
Девять федеральных земель Австрии
Я уже упоминала, что билеты в Венскую оперу нам были не по карману, но нам очень хотелось попасть в театр. Где-то, мне кажется, это было в подземном переходе, мы увидели туристическое бюро и афишу «Ночь Вейнингера» (Weiningers Nacht). Имя Отто Вейнигера, нам было известно. Мы слышали о его нашумевшей, вызвавшей большие споры книге «Пол и характер». Поэтому решили обязательно пойти на спектакль и заказали билеты. Хотя лично я это произведение тогда еще не читала, знала лишь о его связи с психоанализом Зигмунда Фрейда. Но для меня этого было достаточно. Фрейда я читала запоем. Часами просиживала в Публичке над его книгами. Ни один его перевод на русский язык не доставлял мне такого удовольствия, как чтение на немецком. И дело не только в его идеях. Фрейд, на мой взгляд, обладал еще и литературным даром, потрясающим чувством языка.
На следующий день мы выкупили билеты, выяснив при этом, что здорово переплатили. На ошибках учатся, следующие билеты, на спектакль Одона фон Хорвата мы приобретали уже прямо в кассе театра.
Пьеса «Ночь Вейнингера»была написана израильским драматургом Иегошуа Соболем. На сцене разворачивалась история одаренного молодого человека из еврейской семьи, постепенно утрачивавшего свои жизненные иллюзии. Юношеский протест против образа жизни и обычаев его семьи выливается в отрицание достоинств собственной нации, тем более, что усиливающийся благодаря пришедшему к власти Вене бургомистру Карлу Люгеру откровенный антисемитизм способствует этому. Его размышления о сексуальности были в значительной степени основаны на собственных проблемах в отношениях с женщинами. Потрясающе выглядит сцена в спектакле, где пред ним стоит полностью обнаженная, прекрасная в этой наготе женщина, от которой он отказывается. Символом этого отказа является и яблоко, брошенное на сцену и разлетающееся на множество мелких кусочков. Яблоко как символ грехопадения? Уничтожение яблока — это отказ от любви и радости жизни? Вейнингер пишет диссертацию, которую хочет издать. В спектакле изображается его встреча с «отцом психоанализа» Зигмундом Фрейдом, который порицая ряд его тезисов, отказывает ему в помощи издания рукописи. Вейнингер все же, дополнив свою рукопись, издает ее в виде книги «Пол и характер». Мучимый своими фобиями и неудовлетворенной гордыней, он кончает жизнь самоубийством. То есть направляет на себя ту самую ненависть, которую изначально пытался перенести на других.
Спектакль произвел на меня неизгладимое впечатление. Через несколько лет в России появился перевод книги Вейнингера «Пол и характер» на русский язык. Я читала эту книгу, вспоминая пьесу, увиденную в Вене. Я находила у автора рядом с очень спорными моментами, то что было мне понятно и и интересно. И все это было неразрывно связано с его собственной жизнью.
Еще позже я прочла, что Фрейд, считавший Вейнингера одаренным молодым человеком, воспринимал его уход из жизни как следствие его внутренних невротических проблем, с которыми он не смог справиться.
Второй спектакль, на который мы купили билеты, назывался «Вера. Любовь. Надежда», именно в такой последовательности («Glaube. Liebe. Hoffnung»). Это была пьеса Эдёна фон Хорвата. Его имя тоже было у нас на слуху. В конце 20-х — начале 30-х годов этот австрийский драматург и писатель немецко-венгерского происхождения был наряду с Бертом Брехтом широко известен своими постановками в Берлине. Хорват был одним из самых значительных представителей течения «Новая деловитость» («Neue Sachlichkeit»), зародившегося в живописи и быстро распространившегося на литературу. Я очень интересовалась в то время произведениями «Новой деловитости» или «Новой вещности» как ее еще иногда называют. Многие пьесы Хорвата уже давно переведены на русский язык.
Эдён фон Хорват
Постановка его драмы в Вене тоже оказалась очень интересной, правда, в совершенно другом стиле, чем первый спектакль. Хорват — автор, который внешне очень реалистично описывает жизнь маленького человека, затерянного в дебрях большого города. Однако за этой якобы подчеркнутой реалистичностью скрывается нечто другое. История Элизабет, женщины напрасно верящей, любящей и до последнего не теряющей надежды при общении с другими людьми обретает гротескные и даже абсурдистские черты. И здесь пьеса кончается смертью героини. Постановка оставила у меня тяжелое впечатление. Безысходность, одиночество, смерть — вот итог веры, любви и надежды. Впрочем, большинство пьес драматурга это далеко не комедии. Тем не менее, в наше время его творчество снова переживает возрождение. Достаточно вспомнить, например, относительно недавнюю (1918г.) постановку этой драмы в знаменитом Бургтеатре Вены.
Вернувшись после нашего путешествия в Вену, я прочитала практически все пьесы Эдёна фон Хорвата и его романы. Больше всего мне понравился его роман «Юность без бога». О нем я вам как-нибудь с удовольствием расскажу.
0 Комментариев