Стихотворение Гуго фон Гофмансталя «Мой сад» в контексте культуры модерна

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 4 минуты
Картина Густава Климта

Густав Климт. Поцелуй


В ХХI столетии все большую целостность приобретает картина века ушедшего. Все заметнее обозначаются в культуре нити, связывающие воедино отдельные десятилетия, направления и течения, виды и жанры, примиряющие группировки и художественные индивидуальности в едином понятии
«искусство ХХ века». Может быть, именно поэтому интерес к художественным произведениям, возникшим на рубеже XIX и ХХ веков, не ослабевает. Это время воспринимается нами сегодня как колыбель современного искусства и в то же время как своего рода мост, связавший ХХ век, так часто
декларировавший отказ от всех и всяческих традиций, с наследием прошлого.
Речь идет об относительно коротком — примерно с 1890 по 1914 год (существуют и другие периодизации) — периоде, который в отечественном искусствоведении получил название «эпохи модерна». В литературе, посвященной этому времени, можно обнаружить множество понятий, употребляемых как синонимы или частичные синонимы «модерна»: «югендстиль, «сецессион», «эстетизм», «символизм» и некоторые другие, а применительно к творчеству Гофмансталя и «венский импрессионизм». Поскольку выявление терминологических соответствий не является моей целью, то в дальнейшем я буду использовать понятие модерна как в отношении архитектуры и живописи, так и в отношении литературы.
Вслед за исследователем модерна В. Д. Сарабьяновым я рассматриваю модерн как широкое явление, как стиль, объединяющий разные виды искусства. К числу самых известных представителей «эпохи модерна» в Австрии относится Гуго фон Гофмансталь (1874-1929). «Прирожденный гений», по определению А. Шницлера, он рано сложился как поэт. Расцвет поэтического дара Гофмансталя пришелся на первое десятилетие его творческой деятельности. К этому периоду относится И его стихотворение «Мой сад» (1891):

Мой сад прекрасен золотом деревьев,
Листвой, чье серебро звучит как шепот,
Росой алмазной на гербах решеток
И звоном гонга, под который звери
В топазной роще навсегда уснули
Вблизи бассейнов, где блистают цапли,
Из родников не пившие ни капли …
Прекрасный сад, ответь, найти смогу ли
Тропу к садам, где раньше я бывал.
Не помню где … Но я вдыхал когда-то
Росу, что на висках моих дрожала,
И дух земли, сырой и тепловатый,
И мягкий запах ягодного дара …
В иных садах, гдс я когда-то был.

(Пер. Максима Свиридова)

Это произведение, как и другие стихи поэта, отличают отточенность, легкость и совершенство формы. 14 строчек стихотворения — это символическое изображение мира художника. Мир этот как бы распадается на два художественных пространства. Характеристики первого пространства, данного в первых 7-ми строчках стихотворения, связаны с искусно обработанным, драгоценным материалом. В частности металлом. В описании сада поэта упоминаются «золотые деревья», «медные львы» («звери» в переводе), серебряный фонтан («источник»), а также дается слуховое и зрительное восприятие металлов и других драгоценных материалов: «листъя, дрожащие с серебряным шелестом» (mit Silbersäuseln), «звук гонга» (der Кlang des Gong), «алмазная роса» (Diamantentau), «решетки с гербом» (Wappengitter), «меандры из топаза» (Тораsmeander), превратившиеся в переводе в рощу. Все в этом драгоценном саду прекрасно, именно с этого утверждения начинается стихотворение: «Мой сад прекрасен … » (Schön ist mein Garten … ). Однако красота эта лишена движения: звук гонга не будит львов, они продолжают спать, этот сон вечен. Точно так же и цапли в вольерах, которые блистают, т.е. тоже сделаны из какого-то драгоценного материала, но «никогда не пьют из серебряного фонтана» (источника). Таким образом, для первого художественного пространства, в которое помещает себя поэт в первой части стихотворения, характерны две черты: совершенство и статичность. Время в зачарованном пространстве сада как бы остановилось, и это не случайно.

Густав Климт. Три возраста


Особого рода статичность является чертой модерна, характерной и для живописи. Здесь действует принцип мифологизации, трансформации реальности в миф. Этот принцип обнаруживается в картине «Три возраста» выдающегося представителя австрийского модерна Густава Климта (1862-1918), где изображением фигур старухи, молодой женщины и ребенка создается символ бесконечного круговорота жизни, т. е. вечности.
Сад кажется собранием, своего рода коллекцией ценных и прекрасных предметов. Уже сама ценность материала, из которого они сделаны, связывается в нашем сознании с понятиями изысканности, изящества, благородства, Перед нами эстетически оформленное пространство, ласкающее взор и слух, созданный трудами поколений искусственный мир. В такой же мир помещает Гофмансталь и персонажей других своих произведений. написанных в 90-с годы. Золоту, серебру и драгоценным камням, описываемым в стихотворении молодого Гофмансталя, соответствует, на наш взгляд. так называемый «византийский» фон (с использованием золота и серебра), характерный для многих картин Климта. Венский новеллист, драматург и теоретик нового искусства Герман Бар, хорошо знавший Гофмансталя и восхищавшийся его талантом, бывший в то же время и большим почитателем творчества Климта, писал, что каждая картина Климта непроизвольно вызывает у него в памяти стихотворение фон Гофмансталя. Стихи же рождали у него представление о картинах. Такое восприятие при всем различии живописи и литературы было несомненно обусловлено единством стиля.

Картина Густава Климта

Густав Климт. Сельский сад (Цветник)

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!