Густав Климт. Поцелуй
В ХХI столетии все большую целостность приобретает картина века ушедшего. Все заметнее обозначаются в культуре нити, связывающие воедино отдельные десятилетия, направления и течения, виды и жанры, примиряющие группировки и художественные индивидуальности в едином понятии
«искусство ХХ века». Может быть, именно поэтому интерес к художественным произведениям, возникшим на рубеже XIX и ХХ веков, не ослабевает. Это время воспринимается нами сегодня как колыбель современного искусства и в то же время как своего рода мост, связавший ХХ век, так часто
декларировавший отказ от всех и всяческих традиций, с наследием прошлого.
Речь идет об относительно коротком — примерно с 1890 по 1914 год (существуют и другие периодизации) — периоде, который в отечественном искусствоведении получил название «эпохи модерна». В литературе, посвященной этому времени, можно обнаружить множество понятий, употребляемых как синонимы или частичные синонимы «модерна»: «югендстиль, «сецессион», «эстетизм», «символизм» и некоторые другие, а применительно к творчеству Гофмансталя и «венский импрессионизм». Поскольку выявление терминологических соответствий не является моей целью, то в дальнейшем я буду использовать понятие модерна как в отношении архитектуры и живописи, так и в отношении литературы.
Вслед за исследователем модерна В. Д. Сарабьяновым я рассматриваю модерн как широкое явление, как стиль, объединяющий разные виды искусства. К числу самых известных представителей «эпохи модерна» в Австрии относится Гуго фон Гофмансталь (1874-1929). «Прирожденный гений», по определению А. Шницлера, он рано сложился как поэт. Расцвет поэтического дара Гофмансталя пришелся на первое десятилетие его творческой деятельности. К этому периоду относится И его стихотворение «Мой сад» (1891):
Мой сад прекрасен золотом деревьев,
Листвой, чье серебро звучит как шепот,
Росой алмазной на гербах решеток
И звоном гонга, под который звери
В топазной роще навсегда уснули
Вблизи бассейнов, где блистают цапли,
Из родников не пившие ни капли …
Прекрасный сад, ответь, найти смогу ли
Тропу к садам, где раньше я бывал.
Не помню где … Но я вдыхал когда-то
Росу, что на висках моих дрожала,
И дух земли, сырой и тепловатый,
И мягкий запах ягодного дара …
В иных садах, гдс я когда-то был.
(Пер. Максима Свиридова)
Это произведение, как и другие стихи поэта, отличают отточенность, легкость и совершенство формы. 14 строчек стихотворения — это символическое изображение мира художника. Мир этот как бы распадается на два художественных пространства. Характеристики первого пространства, данного в первых 7-ми строчках стихотворения, связаны с искусно обработанным, драгоценным материалом. В частности металлом. В описании сада поэта упоминаются «золотые деревья», «медные львы» («звери» в переводе), серебряный фонтан («источник»), а также дается слуховое и зрительное восприятие металлов и других драгоценных материалов: «листъя, дрожащие с серебряным шелестом» (mit Silbersäuseln), «звук гонга» (der Кlang des Gong), «алмазная роса» (Diamantentau), «решетки с гербом» (Wappengitter), «меандры из топаза» (Тораsmeander), превратившиеся в переводе в рощу. Все в этом драгоценном саду прекрасно, именно с этого утверждения начинается стихотворение: «Мой сад прекрасен … » (Schön ist mein Garten … ). Однако красота эта лишена движения: звук гонга не будит львов, они продолжают спать, этот сон вечен. Точно так же и цапли в вольерах, которые блистают, т.е. тоже сделаны из какого-то драгоценного материала, но «никогда не пьют из серебряного фонтана» (источника). Таким образом, для первого художественного пространства, в которое помещает себя поэт в первой части стихотворения, характерны две черты: совершенство и статичность. Время в зачарованном пространстве сада как бы остановилось, и это не случайно.
Густав Климт. Три возраста
Особого рода статичность является чертой модерна, характерной и для живописи. Здесь действует принцип мифологизации, трансформации реальности в миф. Этот принцип обнаруживается в картине «Три возраста» выдающегося представителя австрийского модерна Густава Климта (1862-1918), где изображением фигур старухи, молодой женщины и ребенка создается символ бесконечного круговорота жизни, т. е. вечности.
Сад кажется собранием, своего рода коллекцией ценных и прекрасных предметов. Уже сама ценность материала, из которого они сделаны, связывается в нашем сознании с понятиями изысканности, изящества, благородства, Перед нами эстетически оформленное пространство, ласкающее взор и слух, созданный трудами поколений искусственный мир. В такой же мир помещает Гофмансталь и персонажей других своих произведений. написанных в 90-с годы. Золоту, серебру и драгоценным камням, описываемым в стихотворении молодого Гофмансталя, соответствует, на наш взгляд. так называемый «византийский» фон (с использованием золота и серебра), характерный для многих картин Климта. Венский новеллист, драматург и теоретик нового искусства Герман Бар, хорошо знавший Гофмансталя и восхищавшийся его талантом, бывший в то же время и большим почитателем творчества Климта, писал, что каждая картина Климта непроизвольно вызывает у него в памяти стихотворение фон Гофмансталя. Стихи же рождали у него представление о картинах. Такое восприятие при всем различии живописи и литературы было несомненно обусловлено единством стиля.
Густав Климт. Сельский сад (Цветник)
0 Комментариев