Обучение монологической речи с помощью опоры

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 5 минуты

В последнюю пару лет я просмотрела множество каналов в Ютубе, посвященных преподаванию немецкого языка.

Обучение языку в Интернете

Каналы Ютуба по обучению немецкому языку в Интернете

Мне попадались каналы, которые ведут жители Германии, Австрии и Швейцарии. В Интернет выкладываются, отчасти бесплатно, отчасти за плату, целые учебники. Чаще всего это учебники Гете-института, но не только. Большинство из них опираются на коммуникативный метод, то есть в них преобладают диалоги. Аудио-визуальная форма подачи может быть дополнена за счет написанных и прочитанных диктором небольших монологических текстов, хотя есть каналы, где монологическая речь отсутствует вообще. При желании можно нажать на кнопку «субтитры» и получить тексты диалогов, правда, без гарантии, что они будут на немецком языке. Ряд учебников предлагает в дополнение к немецкой речи субтитры на английском, русском и даже арабском языке, то есть перевод. Есть уроки филологов-германистов, специализирующиеся, например, на грамматике. Они занимаются тем, что объясняют правила и грамматические сложности и делают это достаточно основательно и профессионально, но в некотором отрыве от практики. Есть каналы русскоговорящих граждан, живущих в трех вышеупомянутых странах, достоинство их обучения заключается в том, что хорошо зная русский язык, они учитывают его особенности в своих уроках. Встречаются каналы, где грамматика объединяется с разговорными темами. И только относительно редко можно найти обучение с оперированием монологическими текстами.

Обучение немецкому языку онлайн

Общие тенденции

Подробный обзор основных обучающих каналов Ютуба не является здесь моей задачей, хотя в дальнейшем я собираюсь его сделать. Для меня важно выявить определенные тенденции, существующие в онлайн-обучении немецкому языку. В данный момент в Интернете преобладают упор на коммуникацию и, соответственно, диалоговый характер текстов, предлагаемый в аудио-визуальном варианте. Выглядит все достаточно красиво: множество картинок и голос дикторов, носителей языка.

Скажу прямо, в нынешних условиях, когда до Германии, Австрии и Швейцарии могут добраться лишь очень немногие, я вижу мало смысла в том, чтобы учиться исключительно на основе диалогов. Сторонники коммуникативной методики часто апеллируют к тому, что так можно шире применять игровые приемы обучения. Однако переход в основном на устную речь создает у обучаемых относительно поверхностное представление о языке. В конце концов, умение объясниться на кассе в магазине или у врача, выучивание некоторых расхожих разговорных оборотов еще не дают серьезного знания, даже если подкреплять их грамматическими упражнениями.

Проблемы онлайн-обучения

Уже после пандемии каронавируса, когда пришлось переводить и школьников и студентов на онлайн-обучение, выявились некоторые недостатки этого вида работы с обучаемыми, в частности, когда речь идет об иностранных языках. Игровые приемы здесь в принципе почти теряют свой смысл, если речь идет просто о разыгрывании сценок по аналогии. К тому же, энергетика обучающего через экран почти не участвует в обучении, или ему надо прилагать очень много усилий, чтобы ее почувствовали. Сам он тоже почти не получает энергетическую подпитку от своих учеников, ту ответную реакцию, которая позволяет ему держать интерес и напряжение обучаемых, их концентрацию на предмете.

А что делать человеку, решившему самостоятельно заняться языком, научиться ему на основе диалогической речи? Ведь для диалога нужен партнер. Конечно, можно пропускать коммуникативно-игровые задания, предлагающие разыграть сценку у кассы или разговор между подругами об уборке в квартире, но других заданий особо и не предполагается… Есть еще возможность поговорить с Искусственным Интеллектом. Но я не уверена, что это кардинально решит вопрос обучения.

Чтение нормальных, длинных текстов

Работа с монологической речью на основе текстов

Я глубоко убеждена, что без нормальных, качественных, достаточно длинных текстов и, соответственно, монологической речи не обойтись. Конечно, начинать можно с учебных текстов с адаптацией и соответствующим набором слов, облегчающим понимание текста. Но относительно быстро переходить к более сложным и длинным тестом, обучая их пониманию с помощью различных видов чтения (ознакомительного, поискового и т.д.).

Вопросы к тексту

Для обучения монологической речи должна существовать первоначальная основа. В классическом варианте обучения это вопросы к тексту. Отвечая на них, обучаемый еще раз просматривает текст, находит там места, соответствующие вопросам, и отвечает на них. Первый пересказ составлен. Сначала вопросы составляются непосредственно к предложениям, выделенным преподавателем и отражающим основное содержание текста (Wer? (Кто?) Was? (Что?) Wohin? (Куда?) Wo?(Где?) и т.д. Потом начинаются вопросы обобщающего характера, типа Warum? На этот вопрос уже не ответишь однозначно, одним предложением.

Составление пересказа с помощью выделенных слов

Можно несколько усложнить задачу, выделив в предложении только важные для повествования существительные и предложив составить с ними предложения, которые также дадут в результате пересказ текста. Или, например, выписать глаголы и, перемешав их, предложить расположить их в нужной очередности и составить с ними предложения, которые также дадут необходимы пересказ. Многократное чтение текста никак не вредит при этом обучению, помогая запоминать слова.

План в виде картинок

Более современным способом создания опорного плана выглядит план из картинок, которые расположены в последовательности, соответствующей сюжету текста. Хотя бы просто потому, что Интернет переполнен картинками и маленькими видео и сегодняшний человек постепенно разучился видеть за словами образ, его воображение начинает отказывать. О работе с картинками и возможностями их применения, в том числе, и в качестве опорного плана для пересказа я уже говорила в другой статье.

Пиктограмма

Пиктографический план

А вот еще один опорный план — пиктокрафический. Пиктограмма это, как известно, схематический рисунок и надпись одновременно. Утверждают, что пиктографическое письмо предшествовало буквам алфавита. Не хочу вдаваться в историю и поэтому не буду рассказывать вам о наскальных рисунках доисторических людей или о письменности древнего Египта. Достаточно сходить в Российский этнографический музей, чтобы увидеть там образец такой пиктографической надписи. Составить такой план должен сам обучаемый сделать это одновременно и просто и трудно. Для этого нужно сначала разделить текст на несколько сценок, для основных героев текста придумать свои пиктограммы. Эти герои совершают определенные действия, которые конечно можно обозначить стрелочками и кружочками, но я предпочитаю разрешать своим обучаемым писать там слова-подсказки. Таким образом они собственноручно делают шпаргалку, которая поможет им пересказать текст. Кстати, в результате получается вот такой рисунок:

Криптографический план сказки

Здесь изображена русская народная сказка, действующими лицами которой являются старик со старухой, лиса и волк. В план кроме пиктограмм добавлены, в сущности, только глаголы, что доказывает одну банальную истину: без глаголов в немецком языке не будут построены предложения.

Сегодня

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!