Немецкий язык и игры (1)

Spread the love
0
(0)
Примерное время на чтение статьи 3 минуты
Игры при обучении немецкому языку

Часто считают, что немецкий язык гораздо сложнее для изучения, чем английский. Сравнение с итальянским или даже французским тоже оказывается не в его пользу. 

Однако изучение немецкого языка может быть сложным и скучным, если придерживаться только традиционных методов обучения, основанных на заучивании слов, правил и примеров.

Игровая методика как альтернативный подход?

Альтернативный подход к изучению немецкого языка, который делает процесс обучения интересным, увлекательным и эффективным — это игровая методика, которая использует различные виды игр для развития языковых навыков и мотивации обучаемых. Игры не только помогают запоминать новую информацию, но и стимулируют творческое мышление, коммуникативные способности и взаимодействие с другими людьми.

В отношении детей сомнений в важности игровой методики не возникает. Не открою большого секрета, если скажу, что игровые методы обучения были давно освоены у нас и использовались  для обучения дошкольников. Со школьниками дело обстояло несколько сложнее, хотя бы потому, что большие группы обучаемых иностранному, в частности, немецкому языку, не позволяли учителям широко использовать эту методику. К тому же не было принято играть и таким образом развлекать школьников. Считалось, что учеба – дело серьезное.

История игровой методики в СССР с точки зрения практика

Конечно, существовали различные пособия, объяснявшие, во что и как можно играть на уроке и на внеклассных занятиях, в частности, в кружках для развития навыков устной речи, расширения лексики и закрепления грамматики. Одно из таких пособий, напечатанное в середине 60-х годов для учителей школ, до сих пор хранится в моей библиотеке. Следует отметить, что это было уже второе издание, первое появилось в 1959 году. Однако ни я сама, ни мои сверстники, наверное, не припомнят ни игр за столом, ни подвижных и массовых игр, о которых говорится в этой книжке. Хотя я училась в так называемой «немецкой» школе и наш относительно небольшой класс для изучения языка делился на три группы, так что в каждой группе было не больше 12 человек. Единственное, что можно воспринять как игру это инсценировка, например, какой-нибудь сказки или так называемый «монтаж», когда вся группа выступала перед зрителями, при том, что каждый из ее участников произносил только одну фразу или строчку из стихотворения.

Есть у меня и замечательная книга, изданная в 80-е годы в ГДР, где очень подробно рассказывается о различных видах языковых игр применительно к формированию грамматических и лексических навыков. Вплоть до развития умений самостоятельно писать тексты на немецком языке. Я с удовольствием и благодарностью пользовалась этими играми, преподавая в 80-е и 90-е годы.

Коммуникативная методика и игра

И все же, на мой взгляд, игровые методы получили у нас более широкое распространение в связи с внедрением коммуникативной методики, предполагавшей проговаривание различных языковых моделей в ходе разыгрывания ситуаций, более или менее приближенных к жизненным. По мере роста популярности этой методики в игру-инсценировку такого рода начали включаться как дети, так и взрослые. Конечно, в языковых играх речь идет не только о вышеупомянутых инсценировках.

Игры важны как для детей, так и для взрослых, хотя приемы, которые используются при работе со взрослыми обучаемыми конечно имеют ряд отличий. Дети и совсем молодые люди, например, студенты, более непосредственно и эмоционально реагируют на игру, быстро входят в нее.

Игры для взрослых

Взрослые, обремененные жизненным опытом, осознанием своего статуса, а иногда и просто стеснением, комплексами в общении с другими людьми, гораздо труднее поддаются «раскрепощению». Для них приходится иногда даже объяснять сложными словами, для чего нужно играть на занятии, так сказать, подводить под этот вид языковой деятельности теоретическую базу.

Помню, сколько трудов мне стоило во время работы на языковых курсах, снять напряжение с одной из моих обучаемых. Лишь постепенно выяснилось, почему она так заторможена и не может участвовать в общей игре, плохо запоминает слова, фразы, грамматические правила. Дело было не в ее возрасте, хотя она была чуть старше остальных, а в том, что она учила немецкий язык, все время ощущая страх, что если она его не выучит, то ее уволят с работы. Только после того, как нам усилиями всей группы удалось справиться с ее стрессом, она начала по-настоящему учиться.

Важная проблема, связанная с использованием игр

Проблема преподавателя состоит в том, что в процессе игры, в которой он обязательно должен принимать участие, иначе это будет не игра, а показательные выступления обучаемых, лишенные истинного смысла, значительно сокращается его дистанция по отношению к обучаемым и значительно возрастает его нагрузка. Это требует от него гораздо большей концентрации, креативности, умения владеть группой, чем при классических способах обучения. Знаю это по собственному опыту, потому что использовала как коммуникативную методику, так и различные варианты игр в сопряжении с традиционной методикой. Поиграть, чтобы обучить, добиться результата — это совсем не просто.

Считаю, что при всех плюсах игровых методов, ни в коем случае нельзя переусердствовать. Игры должны использоваться в сочетании с классической методикой. Важно создать равновесие, при котором аудирование будут дополняться работой с текстом, грамматические и лексические упражнения создадут основу для речепроизводства.

Тем не менее, не стоит проходить и мимо новых тенденций в обучении, связанных с играми. Речь идет о так называемой «геймификации». Но тема это слишком обширная, чтобы заниматься ею здесь, в этой статье. Поэтому стоит вернуться к проблеме игр еще раз.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!