
Народный дар царю-мученику
Храм «Спас на крови» (храм Воскресения Христова на Крови) был построен на средства, собранные по всей России. Он является великолепным памятником русской архитектуры и одним из символов Санкт-Петербурга в наши дни.
Девять глав луковичной формы покрыты эмалью. Площадь мозаики, украшающей фасад, составляет чуть более 400 квадратных метров. В части собора, выходящей на канал Грибоедова, находится колокольня. В технике русской мозаики выполнены гербы российских городов, которые расположены с трех сторон колокольни.
От восторга до критики
Храм Воскресения Христа отличается от имеющихся в городе и это бросается в глаза. Говорят, что о вкусах не спорят, то же самое можно сказать и об описываемом объекте . С самого начала были довольные и не очень, да и сегодня можно услышать разные мнения. Я во время работы гидом в основном слышала восхищение строением, но изредка и какие- то замечания, например, что некоторая пестрота внешнего вида не очень подходит к строгому облику исторического центра города.
Внешние особенности храма
Фасад украшают 20 гранитных досок, на которых написаны особые достижения царя Александра II. Во время строительства использовалось много нового, что появилось в это время в науке и технике. При открытии храма он был полностью электрифицирован, его освещали 1689 электрических ламп. Его защита от молнии и грома также была самой современной и надежной.
Высота собора 81 метр, он может вмещать одновременно 1600 человек.
Во время отделочных работ были использованы только лучшие материалы, кирпич, мрамор, гранит, эмаль позолоченная медь и мозаика.
Музей мозаичного искусства в сердце Петербурга
Внутри храм — настоящий музей прекрасной мозаики, общей площадью 7065 квадратных метров. Эскизами для мозаичных картин служили работы лучших русских художников, например М.В. Нестерова, В.М. Васнецова и многих других. Мозаика «Пантократор» в плафоне центрального купола выполнена по рисункам Н.Н. Харламова.
Уникален в храме и иконостас, выполненный из итальянского мрамора и богато украшенный уральской и алтайской яшмой, а также порфиром и орлецом.
Уникальнейший мозаичный пол, выполненный из итальянского мрамора и особенно бросается в глаза желтый из-за своего солнечного цвета. Мрамор обозначает блестящий камень и это хорошо видно в центральной части.
Интереснейшим местом в храме, безусловно, является сень и не только в художественном плане, но и своей историей, так как именно на этом месте был смертельно ранен Александр II. Сень была выполнена по рисункам Альфреда Парланда.
Место гибели Александра II
Пол под сенью — часть решетки Екатерининского канала (Грибоедова) и булыжники на мостовой, сохранены со времени случившегося теракта, на них упал раненный царь. Всего для оформления сени было использовано 112 разновидностей камней, таких, как яшма, топаз, бухарская лазурь; украшением служит и флорентийская мозаика, облицованная ляпис-лазурью.
Непростой путь от церкви к музею
После революции храм был закрыт, как действующая церковь, во время войны там был морг, позже — хранилище для картофеля, а после войны Малый оперный театр использовал помещение в качестве склада своего реквизита.
В 1970 году на высшем уровне было принято решение создать в храме филиал музея Исаакиевского собора, чем он и является в настоящем времени Реставрационные работы начались уже в музее в 1972 году, продолжались чуть короче, чем первоначальные строительные работы — 20 лет. Для посещения музей открылся 19.08. 1997 года через 90 лет после освящения «Собора на Крови». Вот такая сложная, но и интересная судьба одного из интереснейших музеев Санкт-Петербурга.
Раиса Курбангалеева
