Моя шоковая педагогика

Spread the love
5
(2)
Примерное время на чтение статьи 4 минуты
Шоковая педагогика и жевательная резинка. Случай из жизни

Когда я писала статью про обучение посредством шоковой терапии, на которое жаловалась студентка из одного приволжского вуза, то выяснила для себя, что такой термин используется некоторыми педагогами в методике обучения.

Шоковая терапия, жертвами которой мы стали в 90-е

Для меня шоковая терапия была связана с психиатрией и психологией. Я также хорошо помнила 90-е годы, когда мы все были подвергнуты шоковой терапии в экономике. Этот ужасный эксперимент, проведенный «молодыми реформаторами» и иже с ними над целым народом, навсегда останется в памяти тех, кто его пережил. Я помню, как стоя у станции метро «Автово», наблюдала за дамой, гордо расхаживавшей в сопровождении своего кавалера с бананом в руке. Она откусывала от него понемногу, наслаждаясь производимым эффектом. Этот один банан стоил столько, что только от мысли о нем начинала кружиться голова. Простому гражданину эта забава была не по карману. А через пару недель Е.Т. Гайдар не менее гордо сообщил в своем выступлении, что экономическая ситуация стране налаживается, в продаже появились даже бананы.

Шоковая педагогика на немецкий лад

Но вернемся к шоковой терапии в педагогике. Прочитав пару статей на эту тему, я, конечно, поняла, что педагогика, тем более шоковая, это не мое. По крайней мере, в теории. Вспомнилась почему-то статья из немецкого сборника, которую я читала году этак в 1995-ом. Учитель, автор статьи, рассказывал, что пришел в новый для него класс, где должен был вести занятия. Ребята не обращали на него никакого внимания, болтали, ходили по классу, делая это достаточно демонстративно. Тогда он, повернувшись к ним спиной, уселся на пол в углу класса. Через пару секунд воцарилась полная тишина. Урок можно было начинать. Я запомнила этот пример, — там речь тоже вроде бы шла о шоковой педагогике, — потому что ситуацию можно было представить себе очень наглядно. А теория – это вещь от меня очень далекая.

Педагогическая практика в ПТУ

Я ведь университетская, а нас там учили, прежде всего, как филологов-германистов, а учителя немецкого языка из нас должны были получиться сами, если другого выхода не оставалось. Поэтому, а еще потому, что училась я на вечернем отделении, методика и педагогика у нас в программе занимали очень мало места. Правда, в один прекрасный день нам объявили, что скоро у нас будет педагогическая практика. Это было не столько интересно, сколько страшно. Но раз надо, значит надо. Мою группу определили в ПТУ. Наш куратор, учительница средних лет, объяснила нам, что дети учатся здесь во второй половине дня. В первой у них практические занятия с мастерами по их будущей специальности. Сюда они приходят в основном из-за того, что здесь их бесплатно кормят. К вечеру они очень устают и поэтому на уроках почти ничего не воспринимают. Зато и особо не шумят. Мы провели по паре уроков, после чего нужно было отчитаться в своих педагогических успехах перед комиссией. Открытый урок. Мне предстояло вести его первой. Я очень волновалась. Мои друзья, студенты нашей группы меня, как могли, успокаивали.

Открытый урок и его потрясающий эффект

И вот начался урок. Я вела его и удивлялась тому, как преобразились мои ученики. Обычно занятые своими мыслями и уныло отвечавшие что-то невпопад, они глядели на меня и ловили каждое мое слово, ответы были достаточно внятными, хотя и не без ошибок. К середине урока я настолько успокоилась, что смогла посмотреть в конец класса, где сидели комиссия во главе с заместителем директора ПТУ по учебно-воспитательной работе и мои сокурсники. Моя подруга Валя лихорадочно жестикулировала. Она, то показывала на свой рот, то плевала в ладонь. Наконец я поняла, в чем дело. Наш единственный парень в группе, Саша, чтобы успокоить меня, сунул мне жевательную резинку, редкость по тем временам невероятную. Я просто-напросто забыла ее выплюнуть и половину урока провела, тщательно пережевывая ее во рту. Теперь поведение ребят, внимание, с которым они на меня смотрели, стало мне понятно. Быстро отвернувшись и избавившись от резинки, я продолжила урок. Терять мне было уже явно нечего.

Последствия моей оплошности

Скандал, который разразился после моего злосчастного открытого урока, я описывать не буду. Вы и сами можете представить себе реакцию учителей. Наша куратор спасла меня, отстояв перед комиссией и в результате я получила по педагогической практике четверку, а не тройку и не двойку с необходимостью пересдачи, как требовали некоторые.

Преподавание на курсах гидов-переводчиков в «Интуристе»

С тех пор даже мысль о преподавании вызывала у меня страх. Такая вот шоковая терапия, не знаю уж для кого, для ребят, которых я пыталась учить, или для меня самой. Со второго курса университета я работала гидом-переводчиком в «Интуристе». Получив диплом, оформилась там постоянно. Через несколько лет мне предложили преподавать на вечерних курсах гидов. Я согласилась, хотя и не без некоторых сомнений. Мое решение определялось прежде всего тем, что у меня был маленький ребенок и я могла в те месяцы, когда шло обучение на курсах, днем находиться с ним дома. Конечно, готовиться к занятиям пришлось много. Но преподавать мне, как ни странно, понравилось. Из моих бывших учеников некоторые помнят меня, а трое на многие годы стали моими хорошими друзьями.

Прошло еще несколько лет и из «Интуриста» я ушла работать преподавателем немецкого языка в РГПУ имени А.И.Герцена. Но ни шоковая терапия, ни шоковая педагогика здесь уже ни при чем.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!