Победоносно закончилась для России Отечественная война против Наполеона. Русский царь Александр 1 был во многих европейских городах и, конечно, в столицах. Путешествуя, он сравнивал их с Санкт-Петербургом и понял, что в российской столице надо многое менять, чтобы она по своему великолепию соответствовала столице великой империи.
Ампир и его особенности
Триумф и слава победы в это время стали главной темой во всех видах искусства и это должно было затронуть обязательно и архитектуру, чему мог соответствовать модный в то время в Европе стиль ампир. Этому стилю свойственна какая-то особенная торжественность, праздничность и монументальность и поэтому столице России этот стиль был просто необходим, чтобы в архитектуре наглядно показать могущество победившей империи.
Говоря об архитектуре можно с большой уверенностью сказать, что одним из лучших, а может и лучшим представителем этого времени стал итальянец Карло Росси. Что касается лично меня, это мой любимый архитектор, искусством которого я не устаю восхищаться до сих пор. Характерными для его творчества были широта и размах его строений и особенно архитектурных ансамблей. Уже его современники подчеркивали, что он мечтал, чтобы Санкт-Петербург стал вторым Римом, а может еще и лучше. Он крепко верил в свои силы и возможности, а это очень важно для творческих людей.
Немного о биографии Карла Росси
Родился Карл Иванович Росси в Италии в 1775 году. Его мама была балериной, с которой он и приехал в Россию. Кто был его отцом, этот вопрос так и остался открытым, существует много мнений и историей.
Карло Росси, его мама и отчим поселились сначала в Павловске, где его отдали в обучение Винченцо Бренна, который в то время строил там дворец. По воле случая юный Карло становится в 1795 году его помощником. Бренна обратил свое особое внимание на юное дарование и понимал, что его надо профессионально учить и развивать. Благодаря помощи и поддержке В. Бренна, Карло Росси отправляется для обучения в родную Италию, во Флорентийскую академию. Вернувшись в Россию, он почти сразу же получает звание архитектора и сначала работает в Москве и Твери. В 1816 году ему удается вернуться в Санкт-Петербург, где работало много признанных мастеров архитектуры. Карло Росси изначально мечтал заняться строительством не просто отдельных сооружений, а создавать большие ансамбли, занимающие целые кварталы.
Первые самостоятельные работы Росси в Петербурге
В начале своей самостоятельной деятельности он сделал несколько небольших работ в Павловске, а после этого уже в качестве архитектора строить павильоны Аничкова дворца, создав при этом единый ансамбль вдоль Невского проспекта.
Первой его большой работой стал Елагин дворец: по желанию Александра 1 для его матери Марии Федоровны был перестроен старый дворец. Здесь зодчий показал себя как знаток и мастер ландшафтной архитектуры и в результате весь ансамбль получил парадный и торжественный вид, чему способствуют также возведенная колоннада и скульптурное убранство.
Дворец великого князя Михаила Павловича
В 1819 году Росси доверили строительство дворца для великого князя Михаила Павловича. Это была абсолютно новая постройка и поэтому в этой работе он смог полностью раскрыт и реализовать свой талант. Этот дворец по моему мнению еще и сегодня является одним из прекраснейших архитектурных памятников города. Если повернуть с Невского проспекта в сторону площади Искусств, то сразу же бросается в глаза великолепие дворца. Красивая чугунная решетка, сделанная по рисункам самого Карла Росси, отделяет дворец от площади.
Строился дворец с 1819 по 1825 год, в настоящее время там находится Русский музей. К сожалению только Белоколонный зал сохранил отделку, сделанную по проекту зодчего и является ярким примером русского ампира. Большинство выставленных в этом зале экспонатов сделаны по рисункам самого Карло Росси, включая мебель.
По проекту Росси в Михайловском саду (на стороне Марсового поля) был построен небольшой Павильон с пристанью. Когда, катаясь с туристами по каналам и рекам города, мы проезжали мимо этого строения, восхищению не было предела, ведь недаром специалисты считают этот объект одним из красивейших творений русского классицизма.
Раиса Курбангалеева
0 Комментариев