Эту статью я хочу посвятить татарам — народу, к которому я сама принадлежу. Я и раньше много читала о своих земляках, дважды отдыхала с родителями в татарской деревне, старалась не терять связи с соплеменниками и пополнять знания по теме.
В память о прошлом
Обе мои бабушки и свекровь, да и другие родственники рассказывали о том, как жилось им раньше. Моя свекровь была потомственной петербурженкой, любила и знала город очень хорошо. Она всю жизнь прожила в районе Пяти углов, знала почти всех татар округи, и ее знали многие. Я теперь очень жалею, что не записывала ее увлекательные рассказы. Она была прекрасной рассказчицей, актрисой татарского театра и поэтому у нее был обширный круг друзей и знакомых среди татар. В память об этом я пишу в моей статье о татарах Санкт-Петербурга.
Моя свекровь, Курбангалеева Зайтуна Фатыховна, закончила в 1929 году Драматическую студию заслуженного артиста Н.Н. Ходотова и позже работала в театральных коллективах Ленинграда. Со своими коллегами она гастролировала и по стране, там, где проживало много татар. У нас сохранились фотографии, где она изображена во время исполнения ролей спектаклях и на гастролях. Свекровь была очень красивой женщиной и ее называли «матур апай», что значит «красивая тетя». Так было до самой ее смерти.
Свидетельство об окончании Драматической Студии Н.Н.Ходотова
Фото Зайтуны Фатыховны Курбангалеевой в сценическом костюме
Как родилась эта тема
Узнав очень много нового и интересного о межнациональных отношениях, когда работала над статьей о пятнадцати республиках СССР, решила освежить свои знания и, конечно, дополнить еще кое-что к написанному. В настоящее время часто пишут о моих земляках, да и на устах много татарских имен, так как многие представители нашего народа действительно талантливые люди и достигли достаточных успехов во многих областях науки и техники, спорте, искусстве и т.д. Всего татар во всем мире сейчас от 8 до 12 миллионов, в России от 4,7 до 5,5 миллионов, то есть где-то 3,6 или 3,7% от всего населения в России, а в Санкт Петербурге более 30000 человек.
Татарская слобода петровских времен
В 1703 году царь Петр I основал наш город, который хотел уже в ближайшем будущем сделать столицей. Любая стройка, а тем более такая грандиозная и с такими амбициозными планами нуждалась в большом количестве рабочих рук. С самого начала основания города были указаны места, откуда должны были прибыть рабочие и в каком количестве. Согласно указу самого царя в строящийся город прибыли и будущие строители из Казанской губернии. Таким образом, можно сказать, что одними из первых в строящемся городе появились татары. Первая татарская слобода образовалась в начале 18 века. Прибывшие люди соблюдали свои обычаи, поэтому на их территории господствовал восточный колорит, разговаривали они исключительно на своем родном языке. Работы было много и в большинстве земляные, климат оказался тоже тяжелым и люди много и часто болели. Мусульманская община в городе постоянно разрасталась, а позже, в середине 18 века татаро-мусульманские общины возникли и в ближайших пригородах строящегося города. Несмотря на постоянный приток рабочей силы, первый гражданский мусульманский приход появился в Санкт-Петербурге только в 1822 году. Чуть позже в городе появилось и официальное мусульманское кладбище.
Профессиональный состав татарского населения
В 1712 году Санкт-Петербург стал столицей и к середине 19 века был уже красивым и большим городом. Вместе с городом менялись и люди. В городе, в его центральной части, были открыты рестораны, в которых работало много официантов-татар. Доказательством этому служит то, что в 1867 году в городе было создано общество благотворительности касимовских татар, прообраз будущего профсоюза татар-официантов петербургских ресторанов. Чаще говорят о том, что татары до революции были в своем большинстве дворниками, извозчиками, сборщиками и продавцами тряпья, но это не совсем соответствует истине. Татары становились крупными торговцами, бизнесменами, работали на заводах и фабриках. По своему социальному состоянию скорее относились к мещанам и купцам.
Никаких препятствий для доступа к образованию
В одной из Петербургских газет в начале 20 века появилась рубрика «В мире мусульманства», а буквально через год и вся газета была уже посвящена только этой теме и была особенно популярна среди татарского населения. Начиная с середины 19 века татарские дети учились в гимназиях и реальных училищах. Моя свекровь много рассказывала о своей учебе в татарской гимназии для девочек. Татарская молодежь продолжала свое образование и в высших учебных заведениях, препятствий для этого никаких не было.
Отношение государства к религии
Долгое время татары собирались для молитв в квартирах или арендовали помещения. И только при правлении Николая II в столице была, наконец, построена первая Соборная мечеть. В феврале 1910 произошла ее закладка, а через три года, в 1913-ом, состоялось торжественное открытие, приуроченное к 300-летию юбилея дома Романовых.
В советское время из нас всех старались сделать атеистов, хотя официально религия не была запрещена и речь шла о свободе совести. В 30-х у мечети появились проблемы, хотя службы в ней еще проводились, подвал храма стали использовать как овощной склад, а в 1940 году все здание превратили в склад медицинского оборудования. Только после войны, в 1955 году, вернули его верующим мусульманам. Жители города называли храм Татарской мечетью, так как его в основном посещали татары. В дни религиозных праздников там собиралось очень много народу, чтобы помолиться и пообщаться. Мой папа всегда посещал праздничный молебен и приносил новости обо всех татарах города. Долгое время наша семья жила на Волковском проспекте, недалеко от татарского кладбища. Волею случая наша соседка по квартире тоже была татаркой, поэтому в праздничные дни у нас всегда было много гостей. Татары всегда старались и стараются поддерживать отношения друг с другом.
Новая Коломяжская мечеть была открыта в городе в 2009 году. Ее в основном посещают трудовые мигранты-мусульмане. Она не такая большая и помпезная, как Соборная мечеть, но очень нужна городу из-за увеличившегося количества мусульман.
Татарская семья в начале ХХ века
Раиса Курбангалеева
0 Комментариев