История татар в Санкт-Петербурге

Spread the love
5
(1)
Примерное время на чтение статьи 5 минуты

Эту статью я хочу посвятить татарам — народу, к которому я сама принадлежу. Я и раньше много читала о своих земляках, дважды отдыхала с родителями в татарской деревне, старалась не терять связи с соплеменниками и пополнять знания по теме.

В память о прошлом

Обе мои бабушки и свекровь, да и другие родственники рассказывали о том, как жилось им раньше. Моя свекровь была потомственной петербурженкой, любила и знала город очень хорошо. Она всю жизнь прожила в районе Пяти углов, знала почти всех татар округи, и ее знали многие. Я теперь очень жалею, что не записывала ее увлекательные рассказы. Она была прекрасной рассказчицей, актрисой татарского театра и поэтому у нее был обширный круг друзей и знакомых среди татар. В память об этом я пишу в моей статье о татарах Санкт-Петербурга.

Моя свекровь, Курбангалеева Зайтуна Фатыховна, закончила в 1929 году Драматическую студию заслуженного артиста Н.Н. Ходотова и позже работала в театральных коллективах Ленинграда. Со своими коллегами она гастролировала и по стране, там, где проживало много татар. У нас сохранились фотографии, где она изображена во время исполнения ролей спектаклях и на гастролях. Свекровь была очень красивой женщиной и ее называли «матур апай», что значит «красивая тетя». Так было до самой ее смерти.

Свидетельство об окончании Драматической Студии Н.Н.Ходотова

Фото Зайтуны Фатыховны Курбангалеевой в сценическом костюме

Как родилась эта тема

Узнав очень много нового и интересного о межнациональных отношениях, когда работала над статьей о пятнадцати республиках СССР, решила освежить свои знания и, конечно, дополнить еще кое-что к написанному. В настоящее время часто пишут о моих земляках, да и на устах много татарских имен, так как многие представители нашего народа действительно талантливые люди и достигли достаточных успехов во многих областях науки и техники, спорте, искусстве и т.д. Всего татар во всем мире сейчас от 8 до 12 миллионов, в России от 4,7 до 5,5 миллионов, то есть где-то 3,6 или 3,7% от всего населения в России, а в Санкт Петербурге более 30000 человек.

Татарская слобода петровских времен

В 1703 году царь Петр I основал наш город, который хотел уже в ближайшем будущем сделать столицей. Любая стройка, а тем более такая грандиозная и с такими амбициозными планами нуждалась в большом количестве рабочих рук. С самого начала основания города были указаны места, откуда должны были прибыть рабочие и в каком количестве. Согласно указу самого царя в строящийся город прибыли и будущие строители из Казанской губернии. Таким образом, можно сказать, что одними из первых в строящемся городе появились татары. Первая татарская слобода образовалась в начале 18 века. Прибывшие люди соблюдали свои обычаи, поэтому на их территории господствовал восточный колорит, разговаривали они исключительно на своем родном языке. Работы было много и в большинстве земляные, климат оказался тоже тяжелым и люди много и часто болели. Мусульманская община в городе постоянно разрасталась, а позже, в середине 18 века татаро-мусульманские общины возникли и в ближайших пригородах строящегося города. Несмотря на постоянный приток рабочей силы, первый гражданский мусульманский приход появился в Санкт-Петербурге только в 1822 году. Чуть позже в городе появилось и официальное мусульманское кладбище.

Профессиональный состав татарского населения

В 1712 году Санкт-Петербург стал столицей и к середине 19 века был уже красивым и большим городом. Вместе с городом менялись и люди. В городе, в его центральной части, были открыты рестораны, в которых работало много официантов-татар. Доказательством этому служит то, что в 1867 году в городе было создано общество благотворительности касимовских татар, прообраз будущего профсоюза татар-официантов петербургских ресторанов. Чаще говорят о том, что татары до революции были в своем большинстве дворниками, извозчиками, сборщиками и продавцами тряпья, но это не совсем соответствует истине. Татары становились крупными торговцами, бизнесменами, работали на заводах и фабриках. По своему социальному состоянию скорее относились к мещанам и купцам.

Никаких препятствий для доступа к образованию

В одной из Петербургских газет в начале 20 века появилась рубрика «В мире мусульманства», а буквально через год и вся газета была уже посвящена только этой теме и была особенно популярна среди татарского населения. Начиная с середины 19 века татарские дети учились в гимназиях и реальных училищах. Моя свекровь много рассказывала о своей учебе в татарской гимназии для девочек. Татарская молодежь продолжала свое образование и в высших учебных заведениях, препятствий для этого никаких не было.

Отношение государства к религии

Долгое время татары собирались для молитв в квартирах или арендовали помещения. И только при правлении Николая II в столице была, наконец, построена первая Соборная мечеть. В феврале 1910 произошла ее закладка, а через три года, в 1913-ом, состоялось торжественное открытие, приуроченное к 300-летию юбилея дома Романовых.

В советское время из нас всех старались сделать атеистов, хотя официально религия не была запрещена и речь шла о свободе совести. В 30-х у мечети появились проблемы, хотя службы в ней еще проводились, подвал храма стали использовать как овощной склад, а в 1940 году все здание превратили в склад медицинского оборудования. Только после войны, в 1955 году, вернули его верующим мусульманам. Жители города называли храм Татарской мечетью, так как его в основном посещали татары. В дни религиозных праздников там собиралось очень много народу, чтобы помолиться и пообщаться. Мой папа всегда посещал праздничный молебен и приносил новости обо всех татарах города. Долгое время наша семья жила на Волковском проспекте, недалеко от татарского кладбища. Волею случая наша соседка по квартире тоже была татаркой, поэтому в праздничные дни у нас всегда было много гостей. Татары всегда старались и стараются поддерживать отношения друг с другом.

Новая Коломяжская мечеть была открыта в городе в 2009 году. Ее в основном посещают трудовые мигранты-мусульмане. Она не такая большая и помпезная, как Соборная мечеть, но очень нужна городу из-за увеличившегося количества мусульман.

Татарская семья в начале ХХ века

Раиса Курбангалеева

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подпишитесь на нашу рассылку

Какая рубрика сайта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Список рубрик

Нужна ли рубрика об изучении немецкого языка?

  • да (75%, 3 Голосов)
  • нет (25%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 4

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Не копируйте текст!