Эту статью я хочу посвятить архитектору Франческо Бартоломео Растрелли — зодчему с необыкновенно большим талантом, благодаря работам которого Санкт-Петербург приобрел свой неповторимо прекрасный облик, сложившийся в XVIII веке в стиле барокко.
Отец и сын Растрелли
Сразу же после основания нашего города Петром 1, начались большие по масштабам того времени строительные работы. Само время было тоже не простым — Россия вела войну со Швецией, которая победоносно закончилась для нашей страны в 1721 году. 22 октября 1721 года в нашем городе началось празднование этой победы, проводилось оно очень пышно и даже со специальными средствами и строениями. Автором многих праздничных построек был Карло Бартоломео Растрелли, скульптор и архитектор. Эскизы для них сделал его юный сын Франческо Бартоломео Растрелли.
Отец архитектора Растрелли родился в Италии, в прекрасном городе Флоренция. Он всю жизнь свою жизнь гордился своей Родиной. В какой-то момент у себя на Родине стало трудно с работой и поэтому он переехал во Францию. В Париже Растрелли прожил 15 лет. Его сын Франческо не терял время зря. Мальчик мог часами наблюдать за работой отца и, видимо, по этому его большим увлечением стали лепка и архитектура.
В это время русский царь Петр 1 с удовольствием приглашал для работы в Россию талантливых специалистов из Западной Европы. Одним из таких и оказался Растрелли-отец. В 1716 году он был принят в царскую службу. Вместе с ним приехал и его сын. Годом позже к ним присоединилась жена старшего Растрелли.
Карьера юного Франческо
Размах строительных работ в строящемся Санкт-Петербурге удивил обоих. Юный сын Франческо работал в это время в основном в Москве и других городах. Я же хочу данную статью посвятить творчеству архитектора в нашем городе. Работая сначала в других городах, талантливый юноша набирался опыта .Позже он был назначен обер-архитектором, то есть главным зодчим царского двора.
После 1730 года начинается новый очень активный и успешный период в творчестве архитектора, К этому времени он был уже признанным мастером архитектуры, создавая свои творения в новом для России стиле барокко.
После смерти Петра 1 с приходом к власти несколько позже его дочери императрицы Елизаветы Алексеевны в Санкт-Петербурге вновь широко развернулись строительные работы. Растрелли много работал и создал грандиозные по своим размерам и прекрасные по содержанию архитектурные ансамбли в самой российской столице и ее пригородах. К нему обращались и в частном порядке, так как богатые люди хотели, чтобы их дворцы построил прославленный мастер и любимец царского двора.
Смольный монастырь
Растрелли получил заказ на строительство на строительство на берегу Невы монастыря, в котором должны были учиться девушки из благородных семейств. Речь идет о Смольном монастыре. Только над самим проектом монастыря Растрелли работал четыре года с 1744 по 1748 и лишь летом 1748 года началось строительство. Архитектор создавал монастырь, как сооружение светско-дворцового характера. Он и сегодня является одним из лучших архитектурных памятников в стиле русского барокко, впечатляющий своей гармонией и целостностью всего пространства. В 1764 году он был отдан «Обществу по воспитанию благородных девиц», позднее названному «Институт благородных девиц».
Большой дворец в Петродворце
В 1745 году Растрелли получил задание — перестроить Верхние палаты в Петродворце. Познакомившись ближе с дворцом он решил полностью перестроить обветшалый дворец. Архитектор значительно увеличил размеры постройки, подчеркнув при этом его особую значимость и важность во всем дворцово-парковом ансамбле. Позже современники архитектора начали называть эту работу зодчего архитектурно-художественной симфонией. Растрелли не только строил сами дворцы, но и создавал проекты декоративных интерьеров в них. Большой дворец в Петродворце и сегодня восхищает посетителей.
Дворцы в центре Петербурга
Богатые люди в 18 веке активно скупали участки в центре города и стали благоустраивать их для комфортного проживания и поэтому у архитекторов появилось много работы, заказы появились и у Растрелли. Так, например, Аничков дворец начал строить Земцов, но после его смерти продолжил работы и завершил их Растрелли. Царица подарила этот дворец позже своему фавориту Алексею Разумовскому.
Также он построил дворец для графа И.Воронцова (Садовая ул., 26). Дворец Строгановых на Невском проспекте выглядит несколько иначе, чем остальные, построенные этим архитектором. Многие специалисты считают, что среди частных построек — это его лучшая работа.
Царское село
В 1748 году Растрелли возглавил все работы в Царском селе. Приступая к работе, он первоначально разработал план дворца и прилегающего к нему парка. Как и Петродворце, он должен был перестроить старый дворец, но на самом деле им был создан абсолютно новый проект с грандиозным архитектурным решением. Елизавета Петровна очень хотела сохранить старые стены дома ее матери Екатерины 1, что привело в результате к значительному удлинению фасада дворца, это видно наглядно сегодня. В Екатерининском дворце ярко проявился талант архитектора, как идеального творца интерьеров. Рисунки паркетных полов в некоторых помещения также сделаны по рисункам Растрелли. Различие декоративного решения в помещениях наблюдается, но талантливому художнику удалось добиться определенного единства. Янтарная комната первоначально была оформлена в другом дворце и тоже Растрелли, но Елизавета приказала перенести ее в Екатерининский дворец, что было и сделано. Архитектор сочетал янтарь с резьбой по дереву и зеркалами, это придало помещению еще больше шарма и сказочной красоты.
Растрелли много поработал и в парке, построив несколько павильонов. По воспоминаниям современников и коллег зодчего павильон Эрмитаж являлся лучшим и самым уютным увеселительным уголком во всей Европе.
Зимний дворец
Последней и, наверное, самой известной работой архитектора в Санкт-Петербурге является Зимний дворец — официальная резиденция русских царей. Строительные работы начались в 1754 и завершились в 1762 году. Через несколько месяцев после завершения строительства к власти пришла Екатерина II, которая не жаловала стиль барокко, да и на смену ему пришел классицизм. Дворец много раз переделывался и от Растрелли сохранились до наших дней только только церковь и величавая Иорданская лестница.
Екатерина II, основала во дворце музей Эрмитаж, который в настоящее время занимает все помещения дворца и других пристроенных помещений.Мы с уверенностью и гордостью можем сказать сегодня, что Франческо Бартоломео Растрелли построил в нашем городе и его окрестностях шедевры, которым нет равных в Европе. Межкультурные связи дают стимул для развития творчества и талантов. Прочитав эту статью, вы найдете множество примеров этого.
Раиса Курбангалеева
0 Комментариев