Мне иногда приходится проводить экскурсии по городу или в его музеях своим родственникам, а их у меня очень много по всей стране и, приезжая в Санкт-Петербург, они знают, что я им никогда не откажу и обязательно погуляю с ними городу. Зная, что я уже не работаю, с такой же просьбой ко мне иногда обращаются друзья и даже, правда очень редко, соседи.
Просьба, в которой я не буду отказывать
Мы с мужем дружим с одной семейной парой. Оба очень общительные и общаются «со всем миром». Совсем недавно они попросили меня провести экскурсию по городу для своих друзей, которые должны приехать в Санкт-Петербург в конце этого года.
Я поинтересовалась, что бы хотели увидеть друзья и какие у них вообще интересы. Моя подруга сказала, что ей и самой уже давно хочется посмотреть на город как-то иначе, а не по тому общепринятому шаблону, который предлагается чаще всего экскурсантам, хотелось бы увидеть и услышать больше, как город развивался и строился. Меня это заинтересовало, и я стала обдумывать план нашей будущей экскурсии. Он у меня почти сложился в голове, и я решила его записать и поделиться и с Вами дорогие мои читатели.
Как развивался город
После того, как Петр 1 основал Санкт-Петербург, город стал интенсивно строиться и буквально через несколько лет стал столицей России. Санкт-Петербург открыл окно в Европу и таким образом Россия быстро сблизилась с ней, что, конечно, ярко и наглядно отразилось на облике самого города. Если говорить об облике, то он постоянно менялся в соответствии с модой и каждая новая историческая веха вносила свои характерные черты, что можно легко наблюдать в нашем городе. То, что было построено раньше, тоже частично меняло свой облик и особенно много таких изменений появилось во внутреннем убранстве строений. Следует также учитывать, что каждый новый хозяин или руководитель требовал производить изменения в соответствии со своим вкусом и модными тенденциями развития.
Чередование стилей придает городу особый шарм
Можно привести только один пример, где это очень хорошо прослеживается. Почти каждый гость города помимо экскурсии по городу почти в «обязательном» порядке посещает Эрмитаж, включая здание Зимнего дворца, бывшей главной резиденции русских царей.
Здесь очень заметно даже и не специалистам большое разнообразие направлений в искусстве. То же самое можно сказать и об официальных учреждениях, например, здании Академии наук. Таких примеров можно привести множество, Почти в любом деле главным является конечный результат. В данном случае можно сделать следующий вывод — такое чередование стилей придает нашему городу какой-то особый образ, жизненность и шарм.
В городе интенсивно строились не только дворцы, но и здания для проживания постоянно численно увеличивающегося населения.
Санкт-Петербург быстро стал центром культуры и науки, а это значит, что рамки городского строительства постоянно и интенсивно расширялись, приспосабливаясь к такому развитию.
Наш город прекрасен, но иногда «подводит» погода. Мне иногда приходится проводить экскурсии по городу или в его музеях своим родственникам, а их у меня очень много по всей стране и, приезжая в Санкт-Петербург, они знают, что я им никогда не откажу и обязательно погуляю с ними городу. Зная, что я уже не работаю, с такой же просьбой ко мне иногда обращаются друзья и даже, правда очень редко, соседи.
Просьба, в которой я не буду отказывать
Мы с мужем дружим с одной семейной парой. Оба очень общительные и общаются «со всем миром». Совсем недавно они попросили меня провести экскурсию по городу для своих друзей, которые должны приехать в Санкт-Петербург в конце этого года.
Я поинтересовалась, что бы хотели увидеть друзья и какие у них вообще интересы. Моя подруга сказала, что ей и самой уже давно хочется посмотреть на город как-то иначе, а не по тому общепринятому шаблону, который предлагается чаще всего экскурсантам, хотелось бы увидеть и услышать больше, как город развивался и строился. Меня это заинтересовало, и я стала обдумывать план нашей будущей экскурсии. Он у меня почти сложился в голове, и я решила его записать и поделиться и с Вами дорогие мои читатели.
Как развивался город
После того, как Петр 1 основал Санкт-Петербург, город стал интенсивно строиться и буквально через несколько лет стал столицей России. Санкт-Петербург открыл окно в Европу и таким образом Россия быстро сблизилась с ней, что, конечно, ярко и наглядно отразилось на облике самого города. Если говорить об облике, то он постоянно менялся в соответствии с модой и каждая новая историческая веха вносила свои характерные черты, что можно легко наблюдать в нашем городе. То, что было построено раньше, тоже частично меняло свой облик и особенно много таких изменений появилось во внутреннем убранстве строений. Следует также учитывать, что каждый новый хозяин или руководитель требовал производить изменения в соответствии со своим вкусом и модными тенденциями развития.
Чередование стилей придает городу особый шарм
Можно привести только один пример, где это очень хорошо прослеживается. Почти каждый гость города помимо экскурсии по городу почти в «обязательном» порядке посещает Эрмитаж, включая здание Зимнего дворца, бывшей главной резиденции русских царей.
Здесь очень заметно даже и не специалистам большое разнообразие направлений в искусстве. То же самое можно сказать и об официальных учреждениях, например, здании Академии наук. Таких примеров можно привести множество, Почти в любом деле главным является конечный результат. В данном случае можно сделать следующий вывод — такое чередование стилей придает нашему городу какой-то особый образ, жизненность и шарм.
В городе интенсивно строились не только дворцы, но и здания для проживания постоянно численно увеличивающегося населения.
Санкт-Петербург быстро стал центром культуры и науки, а это значит, что рамки городского строительства постоянно и интенсивно расширялись, приспосабливаясь к такому развитию.
Наш город прекрасен, но иногда «подводит» погода. Вот и сейчас, я пишу эту статью, а за окном «унылая пора» со всеми вытекающими обстоятельствами, но что поделаешь, приходится терпеть, ведь недаром же говорят, что любая красота требует своих жертв.
Первый план застройки города и его авторы
Самый первый план застройки города появился в 1706 году, автором его был архитектор Доменико Трезини, статью о котором я написала совсем недавно. В том же году в город приехал французский архитектор Жан-Батист Леблон, который был назначен главным архитектором. Это назначение позволило ему несколько изменить некоторые задумки и планы Д. Трезини. Приехавшие в
Санкт-Петербург иностранные зодчие имели уже некоторый опыт работы у себя дома, то есть в Европе.
Вот несколько имен приехавших специалистов: А.Шлютер, Г. Маттарнови, И. Браунштейн и др. Работая в России, они внимательно изучали русскую историю и культуру, интересовались обычаями и традициями и в результате всего этого появился свой «собственный» стиль — «петербургское барокко». Я несколько раз во время экскурсии по городу слышала, но нигде не нашла подтверждения этому и поэтому не знаю соответствует ли это истине: утверждают, что сам царь Петр 1 придавал большое значение цвету фасадов здания и поэтому, учитывая характер погодных условий в городе, приказал здания в центре окрашивать только светлыми тонами, которые должны были предать городу нарядный и праздничный вид.
Новый этап строительства и правление Елизаветы Петровны
Чуть позже, в тридцатые годы 18 века, в городе начался новый этап строительства. Строительная Комиссия, основанная в 1737 году, разработала новый план строительства и призывала активно привлекать к работе русских архитекторов.
Пришедшая к власти дочь Петра Елизавета продолжила традиции, заложенные ее отцом. В это время развернулось небывалое по своим масштабам строительство частных дворцов и, к счастью, многие строения этого времени сохранились до нашего времени, украшают наш город и восхищают современников. Считается, что лучшим и непревзойденным мастером этого времени является итальянец Бартоломео Растрелли, построивший «главные» дворцы России — Зимний дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе и очень многое другое.
Интересно узнать, что именно в это время появляются первые многоквартирные дома, их тоже отлично украшали модными для того времени декоративными деталями. Я несколько лет подряд работала с австрийскими группами, в которых было много архитекторов, и они очень интересовались такими домами и просили показать их. В начале перестройки парадные были более доступными, чем сейчас, и нам удавалось полюбоваться ими, хотя их состояние было часто ужасным.
Раиса Курбангалеева
0 Комментариев