Музыкально-драматический фестиваль в Зальцбурге начался 19 июля и продлится до 31 августа 2024 года. Ему уже более 100 лет. О том, когда и кем он был основан, я писала в одной из своих статей. Рассказывала и о знаменитой пьесе-мистерии Гуго фон Гофмансталя «Имярек», которым каждый год открывается фестиваль.
Этот фестиваль отдает дань традициям и одновременно вводит в свою программу новые произведения. Такое сочетание классики и современности, традиции и обновления мне представляется оптимальным. В этом празднике искусств заметны типично австрийские черты: в выборе произведений, в австрийских национальных костюмах, в которые часто одеты посетители концертов и спектаклей. Да и в самом Зальцбурге, городе Моцарта.
Вот, например, Арнольд Шенберг (1874-1951), выдающийся австрийский композитор ХХ века. В этом году в честь 150-летнего юбилея со дня рождения ему посвящен целый цикл концертов под общим названием «Время с Шенбергом».
У мальчика, родившегося в Вене в еврейской семье, отец был владельцем магазина, а мать — учительницей фортепьяно, поэтому музыка вошла в его жизнь с детства. При этом он не получил классического музыкального образования. Тем не менее, вся его жизнь была с детства связана с музыкой. Уже перед первой мировой войной он начал создавать свои первые атональные произведения, которые вызывали весьма неоднозначную реакцию публики. В начале 20-х годов возник его новый метод композиции, который получил известность, как «додекафония».
Шенберг был композитором, дирижером и педагогом. Он писал также теоретические исследования. Среди его учеников были такие известные музыканты, как Антон Веберн и Альбан Берг. Шенбергом была создана композиторская школа, получившая название «новой венской школы».
К сожалению, после прихода к власти нацистов в 1933 году Шенберг, проживавший в основном в Вене, но являвшийся также профессором композиции в Берлине, вынужден был покинуть свою родину и переселиться в Америку. Там он успешно продолжает свою деятельность,
В 1949 году Шенбергу присваивается звание почетного гражданина его родного города Вены. Перипетии судьбы сделали его сначала гражданином Австрии. Потом, при присвоении ему звания профессора в Берлине он стал гражданином Пруссии, а после того как нацисты лишили его профессуры в 1933 году, он, перебравшись в США, стал гражданином этой страны. Родина еще успела признать его заслуги, но через 2 года, в 1951 году он умер в Лос-Анджелесе.
Интересно, что Томас Манн в романе «Доктор Фаустус» приписал своему вымышленному герою Адриану Леверкюну открытие двеннадцатитоновой музыки, изобретенной Шенбергом. Фигура Леверкюна — собирательная, в образ и судьбу этого музыканта вплетены также черты Ницше и Чайковского, что не помешало Шенбергу смертельно обидеться на писателя.
Он похоронен на Центральном кладбище в Вене и надгробный памятник ему в виде огромного куба был создан известным архитектором и скульптором Фрицем Вотрубой, о котором я тоже уже писала в одной из статей своего «Венского цикла», посвященного моей поездке по приглашению Австрийского общества литературы.
0 Комментариев