В день открытых дверей в городе Линца нам, участникам поездки в Австрию по обмену учителей, предложили на выбор несколько мест, которые можно было посетить. Мне запомнились три: туннель под Дунаем, который как раз достраивали, дом престарелых, строительство которого было как раз в это время закончено, и праздник для граждан города в мэрии с угощением, речью бургомистра и увеселительным мероприятием. Были и другие объекты, в частности, Ботанический сад с бесплатной раздачей семян для сада, о котором я уже рассказывала.
Как выглядит дом престарелых в Австрии?
В качестве основного места посещения я выбрала дом престарелых. Мне очень хотелось посмотреть воочию, как выглядит этот приют для престарелых граждан Линца, тем более, что друзья из Германии уже рассказывали мне о различных возможностях, существующих для стариков на закате жизни.
В день открытых дверей прямо с утра поехала в дом престарелых. Выглядел он шикарно, хотя доделки еще шли: один рабочий бегал с лестницей, а другой что-то прибивал. Это выглядело очень по-русски, точнее, по-славянски. Подумала, что австрийский менталитет отличается от немецкого и народы, составлявшие когда-то Австро-Венгрию, сильно повлияли на национальный характер.
Обзорная экскурсия по «пансионату»
Вскоре число гостей, пришедших на открытие приюта, увеличилось, и нам провели обзорную экскурсию. Наверху располагались жилые помещения для будущих обитателей этого, как у нас принято говорить, чтобы смягчить ситуацию, «пансионата». Что-то типа квартир-студий очень небольшого размера. Кровать, пара стульев, столик и маленькая плита в углу. Балкончик с видом на небольшой садик. Одна дверь вела в туалет с душевой кабинкой, где были разные приспособления для инвалидов, в частности, поручни, для тех кому нужна была опора. Была и кнопка для вызова персонала. Нам объяснили, что плита нужна не для пожилых людей, которые получают необходимое питание, а для приходящих к ним гостей, чтобы можно было угостить их кофе.
Вторая дверь, выходившая на внутренний балкон, общий для всех, кому предстояло здесь жить, была частично застеклена. Так обслуживающий персонал мог, не заходя в студию, видеть, все ли в порядке. Внизу находилось очень большое и высокое помещение, занимавшее все два этажа здания. Оно могло использоваться как общая столовая. Одновременно здесь могли проходить различные мероприятия, связанные с проведением обитателями «пансионата» свободного времени. Мы узнали, что старики, которые не хотят оставаться здесь постоянно, но чувствуют себя дома одиноко, могут приезжать сюда каждое утро. Речь шла о социализации стариков, о возможности их общения и интересного совместного времяпрепровождения. Кстати, нам объяснили, что те, кто не в состоянии в силу ограниченности движений спуститься вниз, имеет возможность с внутреннего балкона наблюдать за тем, что происходит в холле.
Огромное впечатление на меня произвела пара: мать и дочь. Мать уже очень пожилая, с седыми кудельками и палочкой. Дочь тоже уже далеко не молода. Они ходили и внимательно слушали все, что рассказывалось во время экскурсии, время от времени тихо переговариваясь друг с другом. Речь, похоже. шла о новом месте проживания старушки с кудельками в ближайшем будущем. Все выглядело очень по-деловому.
«Пансионат»выглядел прекрасно, все было оборудовано для максимального комфорта будущих его обитателей. Однако при виде уже упомянутой пары мне почему-то вспомнилось произведение австрийского писателя Феликса Миттерера «Сибирь». Это пьеса, представляющая собой монолог старика, оказавшегося в доме престарелых. Книга была переведена на русский язык моей приятельницей, литературоведом, специалистом по австрийской литературе Татьяной Федяевой, с которой мы ездили по приглашению Австрийского общества литературы в Вену. Речь в пьесе идет о холоде одиночества, о разрыве связей между поколениями и бездушном отношении к старикам. Впрочем, Миттерер заслуживает того, чтобы написать о нем отдельную статью и я собираюсь это сделать.
0 Комментариев