То, что я люблю

«Молодая Вена»

Spread the love
Примерное время на чтение статьи 3 минуты
Кафе в Вене в конце 19 века

В одной из статей, посвященных Вене, я уже писала об особой роли, которую играли кафе в интеллектуальной жизни этого города с последней четверти 19 века. Именно тогда, благодаря таким кафе, как «Централь», «Гринштайдль», «Музеум», где собиралась творческая интеллигенция, возникло понятие «кофейная литература». Постепенно в кафе «Гриншайдль» сложился кружок литераторов, который с 1891-го года начал именовать себя «Молодой Веной». Позже они стали встречаться в кафе «Централь».

«Молодая Вена» и новые эстетические искания

Одной из целей этого сообщества писателей, поэтов, эссеистов и критиков была борьба с натурализмом. Вдохновителем этой борьбы стал Герман Бар (1863-1934). От подчеркнутого «объективизма» в литературе интерес смещался к области чувств. К их оттенкам и едва заметным движениям, к тому бессознательному, двигавшему людьми, о котором писал в то же время и что пытался проанализировать в своих работах Зигмунд Фрейд. Так постепенно сложилось представление о новой эстетике. Оно не было одинаковым у всех младовенцев. Слишком уж различными они были по своему таланту и жизненному опыту. Это и привело в конечно счете к распаду кружка. Но все вместе они коренным образом преобразили искусство слова, повлияв этим на европейское литературное развитие в целом. К «Молодой Вене» относились такие писатели, как Гуго фон Гофмансталь, Артур Шницлер, Петер Альтенберг, Рихард Бер-Гофман, Феликс Зальтен и др.

Красота и безобразное

К этому содружеству писателей неожиданно снова возник интерес в Австрии и других европейских странах. Неожиданно ли?. Тонкость, изящество, красота, характерные для многих произведений этого периода до сих пор восхищают читателей. А вот в современной нам литературе этого явно не хватает. Безобразное перестало ужасать, оно стало чем-то обыденным в книгах, картинах, фильмах, на сцене. И альтернативы ему пока не видно. Может быть, это причина того, почему так резко возрос интерес к искусству конца 19 — начала 20 века? Художники того времени считали, что внося в своем искусстве красоту в мир, они этот мир меняют. Преображает ли мир внесение в него безобразного, а если преображает, то как?

Выставка, посвященная «Молодой Вене»

В 1918 году в Австрии прошла большая выставка, посвященная «Молодой Вене» и включавшая в себя множество различных мероприятий. Она по праву считается самой большой за всю историю этого содружества. Выставка проходила в десяти местах в Вене и в одном месте в Зальцбурге. Выставка называлась «Молодая Вена. Природа + Х» («Das Junge Wien Natur plus X»). Формула «Природа + Х» противостоит здесь знаменитой формуле «последовательных натуралистов» Германии «Природа — х», где х было максимально малым и стремилось к нулю.

Начались мероприятия в кафе «Централь», куда знаменитое сообщество перебралось после того, как кафе «Гриншайдль» закрылось на ремонт.

Литературные традиции Вены

Кафе «Централь» до сих пор сохраняет старые традиции. Совместно Австрийским обществом литературы был разработан литературный проект для «централистов», как называли раньше литераторов, собиравшихся там. Теперь раз в три месяца в «Централе» проходят выступления молодых австрийских писателей и поэтов перед публикой, интересующейся литературой. Кафе, основанное в 1876 году, является сегодня не меньшей достопримечательностью Вены, чем здание Парламента или Пратер.

Exit mobile version