Андреев Сергей Иванович, председатель чешско-русского культурного общества имени братьев Чапеков.
Выступление на выставке довоенных, военных и послевоенных изданий романа Я. Гашека в Российской Национальной библиотеке.
Итак, Швейк. Ни в коей мере не умаляя достоинств романа, которому посвящена эта выставка, хочу сказать совершенно определённо: для тех, кто хоть немного знаком с чешской литературой и культурой, Швейк – это своего рода вызов, загадка, которая не даёт покоя, требует разрешения. Когда видишь, как популярен этот персонаж у нас, хочется понять – почему, и может быть, даже сказать пламенное слово в защиту чехов и чешской литературы. Именно так и прошу рассматривать это моё выступление. Да, роман хорош, но…есть авторы и произведения бесконечно более глубокие. Чапек, Грабал, список можно продолжать очень и очень долго.Читайте их, впитывайте их вселенский опыт,.
И всё-таки Швейк любим. Иногда приходится слышать, что в Швейке даже отражены черты так называемого национального характера. С этим понятием стоит разобраться — что это вообще такое, что это за глубинный пласт, который соединяет личностей в народ. И хочется понять, что же там, в сердцевине сознания народа, отделить от всего поверхностного,что дано условиями жизни, воспитания, образования отдельного человека. Найти те чёрточки и основы, которые спрятаны веками, а может быть и тысячелетиями. Мы их не видим и не слышим, а они издают звуки, формирующие то, что, может быть, и можно назвать национальным характером или народной душой.
Яснее всего они звучат в сказках. Вот уж сколько лет ломают голову европейские мудрецы, пытаясь разгадать русскую душу, а им бы прочитать, как в русской сказке печка говорит «Съешь моего ржаного пирожка», как яблоня предлагает свои яблочки. И многое станет яснее. Они все живые, в них живёт душа. Наука это называет анимизмом и характеризует, как прарелигию. Действительно, если мир наш создан Творцом, то его частичка, его энергия присутствует во всем, что в этой Вселенной есть. Многие это забыли, а сказки помнят. И наш народный характер это несёт. И Емеля на печи, и Иван-дурак — они вовсе не лентяи. Они знают о судьбе и ждут её сигнала. Современные делатели карьер этого не знают, потому суетятся. А Емеля с Иваном сидят спокойно. До времени. Придёт время – и печка поедет.
Сравните этих персонажей со Швейком, и вы найдёте очень много общего.Он тоже любые ситуации принимает, как данность, и тоже старается, чтобы всем везде было хорошо. А если кому-то кажется, что это не хорошо, а наоборот, так это просто от непонимания законов жизни. Ведь есть судьба, от неё не уйдёшь, и надо сказать себе об этом, сесть с кружкой пива и успокоиться.
И точно также, как авторы наших сказок, Гашек через Швейка препарирует ханжество, тщеславие, жадность, глупость, то есть качества, которые мы видим повсюду и везде. И делает это мастерски, используя «ловлю на дурака». В самом деле, только очень порядочный человек устоит против искушения обмануть дурака. Все прочие такую возможность используют с радостью и тут же попадутся… на перо писателя и на голубые глаза умного Швейка,который усвоил себе любопытную манеру общения и раскусывания людей. Попробуйте проделать то же самое – ручаюсь, вы откроете много нового в некоторых своих знакомых.
Швейк вообще очень порядочный человек. «Вот это воспитание» — сказал полковник, узнав, что Швейк сожрал любовную записку своего начальника, поручика Лукаша, чтобы она не попала в руки полиции.
Он верит в товарищество, он культурен, он знает латынь, он грамотен. Попытайтесь-ка сочинить собачий сертификат, да так, чтобы он был, как настоящий. А он сочинял, и хорошо это делал. А то, что беспородная собака будет жить в богатом доме, сытно есть, этому все защитники животных могут только аплодировать. И при этом владельцы пса – надуваться от тщеславия. Им ведь не просто четвероногий друг нужен, а особа голубых кровей. Вот и получите. Кому от этого плохо? Кстати, вот это последнее коротенькое предложение я бы поставил вторым заголовком или эпиграфом романа.
Разве плохо сделал он дамочке, которая ни с того ни с сего припёрлась к поручику Лукашу, сбежав от своего мужа-фабриканта? Бедный Лукаш по доброте своей устроил её дома, сказал, что ночует в казарме и попросил Швейка исполнять все её желания. Ну и Швейк доложил, что исполнил все.
— А много их было?
— Примерно 5 или 6
Лукаш доволен, Швейк горд, дамочка рада. Ну всем хорошо.
И, может быть, самое главное: он чужд всякой позе, чужд лозунгам любого рода – от «долой», до «да здравствует». Он словно читает их через вопрос: а почём тогда будет пиво? Словом, он, несмотря на мнимую глупость – настоящий носитель того, что в Чехии называют «Здравый сельский розум». А этого как раз многие годы не хватало и не до сих пор не хватает нам, забывавшим о простом человеке и его нуждах за разного рода красивыми лозунгами, приносившим во имя «светлого будущего» и разных политических афёр огромные жертвы. И потому Швейк со своим «здравым умом» особенно дорог нам.
. Но только не надо думать, что это типичный образ чеха. Чехи тоже бывают разные, так же как и русские, так же, как и все остальные люди на этой Земле..