То, что я люблю

Музеи Санкт-Петербурга

Spread the love
Примерное время на чтение статьи 6 минуты

В предыдущих статьях я писала преимущественно о музыкальном Санкт-Петербурге, но наш город и город музеев, да еще каких! Санкт-Петербург — культурный центр с мировой известностью, и обычно, говоря об этом, сразу же после названия города произносят Эрмитаж, и я думаю, что никому не нужно объяснять, что это такое. У большинства туристов кроме знакомства с самим городом и его достопримечательностями, одной из главных целей посещения города является знакомство с Эрмитажем.

История Эрмитажа

Государственный Эрмитаж  считается одним  из крупнейших и популярнейших музеев мира. Более трех миллионов экспонатов выставлены  и хранятся в этом храме искусства, и  почти все они относятся к памятникам мировой культуры. Да и само местонахождение музея впечатляет.

Для дочери Петра Великого Елизаветы итальянским архитектором Растрелли в стиле  барокко строился в период с 1754 по 1762 год Зимний дворец. Царица умерла до окончания строительных работ и первой хозяйкой  его стала Екатерина II (Великая), которая и основала в нем музей Эрмитаж. Дата открытия музея 7.12. 1764. Музей Екатерины постоянно пополнялся ценнейшими экспонатами и это были не только картины, но и античные статуи, коллекции  резных  камней,  предметы мебели и многое другое. Екатерина II переписывалась с Вольтером, была с ним в дружеских отношениях и после его смерти купила, принадлежавшую ему библиотеку. Позднее около Зимнего дворца в 1764 -1775 гг по проекту архитектора Фельтена был построен Малый Эрмитаж и назван он был так из-за своих размеров. В 1783 году  было возведено здание Эрмитажного театра архитектором Кваренги. Несколько раньше в 1770  по указанию самой царицы было начато строительство Большого (Старого) Эрмитажа, которое закончилось лишь при правлении ее внука Александра I.

После смерти Екатерины последующие русские цари продолжали активно пополнять коллекцию и она постоянно  становилась все большее и ценнее.

В 1837 году, при правлении Николая I, в Зимнем дворце  произошел пожар, который нанес большой урон дворцу. Царь понимал, что  помещений  для такого количества ценностей становится мало и поэтому началось строительство еще одного здания специально для размещения картинной галереи. Новый Эрмитаж был построен немецким архитектором Кленце в  1842-1851 гг. При Николае I музей становится публичным, его могла посещать обширная публика. После революции 1917 года Эрмитаж объявляется государственным музеем, доступным для всех желающих.

Коротко о коллекциях Эрмитажа

Нужны годы, чтобы познакомиться со всей коллекцией, да и сами помещения Зимнего дворца очень интересны для посетителей. Например, мне неоднократно говорили туристы, что Малахитовый зал понравился им больше, чем Янтарная комната в Екатерининском дворце. Многих гостей интересует жизнь царей во дворце.

Шедевры Эрмитажа бесценны, их просто невозможно перечислить. Я напомню название только нескольких: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи , «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, „Юноша с лютней» Караваджо, «Завтрак» Веласкеса,  «Скорчившийся юноша» Микеланджело, Афродита (Венера Таврическая).

Выставка французских импрессионистов находится в настоящее время в здании Генерального штаба, куда большинство посетителей Эрмитажа обязательно хотят попасть. Там размещены картины Писсарро, Матисса, Гогена, Ренуара и других.

Я пишу эту статью и очень надеюсь, что кому-нибудь, прочитав ее, захочется сходить в музей или  почитать что-то по искусству с иллюстрациями,  то есть, просто немного расслабиться, забыть о повседневных заботах и украсить свой досуг. Для посещения музеев сейчас и время хорошее, не очень много посетителей.

Академия художеств

Россия дала миру много выдающихся художников, творчеством которых мы восхищаемся и гордимся.

Идея создания в России Академии наук и художеств принадлежала Петру I, однако осуществила ее его дочь русская царица Елизавета. В ноябре 1757 года Сенат издал указ о создании «Академии трех знатнейших искусств». Первым директором стал Иван Шувалов, который пригласил сначала педагогов из Европы.  Само здание академии было построено в 1788 году по проекту архитекторов Валлен-Деламота и Кокоринова на Васильевском острове на берегу Невы. Академия такого рода  была первой и в то время единственной в России. Она была  долгое время  также центром  художественного просвещения и активно содействовала развитию и совершенствованию многих видов искусств.

В Академии был основан музей, где выставлялись работы педагогов, студентов и выпускников этого учебного заведения. Собрание этой коллекции легло в основу коллекции основанного Александром III Русского музея.

История Русского музея

В 1825 году закончилось строительство дворца, предназначенного для младшего брата царя Александра I Михаила. Этот дворец — работа известного итальянского архитектора Карла Росси. Последний русский царь Николай II передал бывший дворец Русскому музею Императора Александра III. Коллекция Русского музея постоянно росла и поэтому архитектор Бенуа пристроил позже дополнительно к дворцу  корпус, который получил его имя. Корпус Бенуа и дворец соединены между собой  переходом. Основан был музей в 1895 году, а открыт 1898-ом.

Коллекция музея включает в себя в основном живопись, скульптуру графику, современное искусство, декоративно-прикладное искусство и дизайн и считается одним из самых крупных и ценнейших  музеев русского искусства. В музее часто проводятся  различные выставки, которые пользуются всегда большим  успехом у посетителей.

Русский музей сегодня

Музей гордится коллекцией древнерусских авторов, иконами Андрея Рублева. Здесь также можно познакомиться с  историей развития отечественного искусства с XVIII века и до наших дней.
К сожалению, в первозданном виде в самом  здании сохранилось очень мало. Белый зал напоминает времена первого владельца дворца — великого князя  Михаила Павловича. Великолепна отделка помещения и мебель, выставленная здесь, сделанная по эскизам  Карла Росси. Зал освещают старинные золоченые люстры, живопись плафонов выполнена по моде того времени, как и стены, покрытые искусственным мрамором. Очень красив паркетный пол, а мне еще очень нравятся  двери, по которым сразу же можно определить работу К. Росси.

Невозможно написать и описать все произведения искусства русских мастеров, выставленные в этом музее, но там находятся действительно лучшие работы лучших мастеров.  Я работала в большинстве случаев с гостями из Германии и у них почти всегда было желание ближе познакомиться с русскими иконами и работами  И.Е. Репина и К. Брюллова. У меня сложилось впечатление, что «вся» Германия знает  «Бурлаки на Волге»  Репина и «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Я сама очень люблю творчество И. Шишкина, К. Айвазовского , А.Куинджи, И. Левитана  и многих других и поэтому во время экскурсий никогда не проходила мимо их работ.

Я не искусствовед по образованию  и поэтому не ставлю своей целью описывать  картины и тем более давать им свою оценку.  Я просто хочу напомнить, что  у нас в городе есть много прекрасного и интересного. Личное соприкосновение со всем этим делает жизнь интереснее и ярче, уводит, пусть и не надолго, от проблем и забот. О себе могу сказать: «Это то, что  я люблю».

До встречи в музеях!

Мы с Н.А. Хрусталевой — гиды, водили экскурсии по городу, имеем лицензии для проведения экскурсий в ведущих музеях города, сами преподавали на курсах гидов и поэтому, если у Вас (наших читателей) есть какие-то вопросы, обращайтесь, и мы с удовольствием ответим на них. О нас Вы также можете прочитать в книге «Истории из жизни петербургских гидов. Правдивые и не очень», которую мы написали в соавторстве и опубликовали в «ЛитРес». Причем абсолютно безвозмездно.

Р. А. Курбангалеева

Exit mobile version