Заглянув опять в программу Зальцбургского фестиваля, в раздел драматического творчества, обнаружила там хорошо и давно знакомое мне произведение Стефана Цвейга «Звездные часы человечества», поставленное в виде пьесы.
Кстати, имя Цвейга тесно связано с городом Зальцбургом, хотя родился он в Вене. В 1917 году он купил там обветшавший охотничий замок, построенный в 17 веке для тогдашнего архиепископа, и хотя собирался проводить там только летние месяцы, но уже в 1019 году перебрался в Зальцбург на постоянное жительство. Именно там он стал в 20-е годы по настоящему известным своими новеллами и литературными биографиями.
Связь с младовенцами
Стефан Цвейг (1881-1942) был несколько моложе Гофмансталя (1874-1929), не говоря уже об Артуре Шницлере (1862-1931), но так же как и они, относился к авторам, создавшим славу литературе Австрии. Уже будучи гимназистом начал писать свои первые стихи под влиянием творчества Гофмансталя и Рильке. А его новеллы по своему тонкому проникновению в во внутренний мир, в тончайшие переплетения чувств, иногда едва ли сознаваемых самими героями, близки произведениям Артура Шницлера.
О пьесе, которая должна быть показана на фестивале 8 раз, судить не могу, так как видела только трейлер, по которому трудно уловить суть происходящего на сцене, и читала интервью ее режиссера Тома Луца (Thom Luz), а вот по поводу самого произведения Цвейга мне есть что сказать. «Звездные часы человечества» — это собрание исторических миниатюр. Книга была опубликована в 1927 году. Она состоит из 14 маленьких новелл или, если угодно, литературных портретов людей, которые по мнению писателя, изменили мир.
Концепция истории Стефана Цвейга
В основу этого произведения, которое вскоре после публикации приобрело всемирную известность, положены взгляды Цвейга на исторический процесс. Говоря о наследии Цвейга, обычно относительно мало внимания уделяют его докладам, напечатанным в качестве статей, таким как «Историография завтрашнего дня» (Geschichtsschreibung von morgen) и «Поэтический дар истории» (Die Geschichte als Dichterin). Речь в них идет о том, как важна история и ее правильное понимание в возрасте, когда «душа еще подобна в руках воспитателя пластичному воску». По мнению Цвейга, надо показать подрастающему поколению, что история — это не только войны и победы на поле брани, это еще и победы человеческого духа в области культуры. Именно этим достижениям, способствующим поступательному развитию всего человечества, должно быть уделено большое внимание в историографии будущего.
Отношение к «Войне и миру» Льва Толстого
При этом Цвейг считает, что из всех изображений в мире самым правдивым, где не изменен ни один факт и где в то же время нет прославления войны является грандиозный роман Льва Толстого «Война и мир». Именно его он приводит в качестве произведения, которое служит одновременно истине и морали.
В своих «Звездных часах человечества» Цвейг пытался показать, как действия людей в разных областях, меняют историю. Соединяя в своих миниатюрах разные эпохи, профессии, характеры, он стремится к тому же, чем восхищается в Толстом — к правдивости и этичности изображения.
Изменилось ли за 100 лет отношение к истории? Научились ли мы ценить достижения человеческого духа, понимать значение великих открытий для развития человечества? На этот вопрос каждый ответит себе сам. Великий идеалист Цвейг верил в то, что это возможно.