Сама не могу объяснить, почему мысли мои все время возвращаются к этой австрийской писательнице. Есть книги для детей с запутанной и сложной фабулой, вроде «Бесконечной истории» Михаеля Энде или «Тима Талера, или Потерянного смеха» Джеймса Крюса. Об этих книгах я уже писала, как, впрочем, и о фильмах, снятых по их сюжетам. К таким книгам можно было бы как и к людям отнести слово «фото- или киногеничная». Они как бы сами собой просятся на экраны, хотя при этом многое неизбежно теряют.
Книги же Нёстлингер иного рода. В центре повествования здесь не приключения, а вполне обычная жизнь. Она, правда, сдобрена фантастикой, но фантастика эта тоже вскоре начинает восприниматься как обыденность. Ну появился в доме огуречный король, необычно, конечно, но вскоре к этому как-то привыкаешь. Да и мальчик, присланный заказчику в консервной банке, по нынешним временам никого особо не удивит. Ведь нас не удивляет искусственный интеллект. Скоро и живые существа, выращенные в пробирке, нас удивлять перестанут. Важна не фантастическая ситуация, как таковая, а ее результат, то, как она разрешается. В книге же о девочке-подростке, убежавшей из дома, все вполне реалистично и узнаваемо.
Еще одна книга Нёстлингер, которая, кстати, относится к самым известным, предназначена скорее для взрослых, чем для детей. Это книга ее воспоминаний о собственном детстве «Лети, майский жук». Кстати, книгу можно прочитать и в русском переводе, качественно сделанном Эльвирой Ивановой в 2006 году. Здесь мы видим жизнь Вены и ее предместий, увиденную глазами девятилетней девочки в самом конце Второй мировой. В 1939 году в жизнь этого ребенка вошла война. Тогда ей было три года.
Теперь ей уже девять, но война по-прежнему идет. Только она подступила совсем близко. Вокруг слышатся взрывы, рушатся дома, умирают люди. Вся ее семья, состоящая из деда-часовщика, бабушки, матери и сестры, кое-как перебивается, рискуя каждый день погибнуть под бомбежками. Долгие часы в бомбоубежище, копание в развалинах в поисках вещей, которые можно было бы продать или как-то использовать. Отец Кристины, воевавший на русском фронте, лежит в госпитале. Он все еще считается солдатом Вермахта, хотя его посеченные осколками ноги болят. Они покрыты язвами и нарывают. По предложению богатой соседки, бегущей от приближающейся Советской армии Кристина с матерью и сестрой поселяются в ее поместье недалеко от Вены, чтобы охранять его. К ним присоединяется дезертировавший из госпиталя отец. Потом в доме поселяется невестка хозяйки с двумя детьми.
В книге описывается повседневная жизнь этих людей, их борьба за существование, поиски продуктов. В частности, дети обнаруживают, что в покинутом хозяевами соседнем доме, где жил какой-то видный нацист, сбежавший навстречу американцам, имеется огромное количество консервов, да не простых, а деликатесных. И это в то время, когда австрийское население, доведенное голодом до отчаяния, громит военный продовольственный склад.
Интересен рассказ о бойцах Советской армии, занимающих местечко, где живет семья Кристины. Наслушавшись ужасных и нелепых слухов, вплоть до каннибализма русских, распускаемых гитлеровской пропагандой, девочка с удивлением обнаруживает, что они все разные, но среди них достаточно людей, хорошо относящихся к мирному населению. Один из солдат, служащий поваром, даже становится другом Кристины.
На мой взгляд, книга заслуживает прочтения, она впечатляет своей реалистичностью и в то же время, светлым взглядом на мир. Ведь увиден этот мир в чем-то наивными и правдивыми глазами ребенка. Впрочем, Вы не только можете прочитать книгу, но и увидеть фильм по ней, выпущенный в 2016 году в Австрии. Его можно без труда найти в интернете.
При чтении этой книги меня волновал вопрос: Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…?
Он продолжает меня волновать и сегодня, впрочем об этом мы поговорим в следующий раз.