
Георг Фердинанд Фельтен (1730-1801) — один из известнейших и выдающихся архитекторов XVIII века. Он считается родоначальником стиля классицизм в России. Первый его предок прибыл из Германии в Россию в начале XVIII века, в год основания Петром I города Санкт-Петербург. Сам зодчий родился в нашем городе в 1730 году и прожил в нем до самой своей смерти (1801), покидая его редко только с целью обучения и практических занятий. В России его стали называть Юрием Матвеевичем Фельтеном.
От математики к архитектуре: начало пути Фельтена
Первым его увлечением была математика, но впоследствии он стал больше увлекаться искусством, особенно его тянуло к архитектуре. В 1736 году Фельтен уехал в Германию, где обучался в университете города Тюбинген, но одновременно много путешествовал по стране, активно изучая архитектуру. Свою первую строительную практику он получил в Германии в городах Берлин и Вюртемберг.
Вернувшись в Россию в 1749 году, он сразу же попросил у царицы Елизаветы Петровны разрешения на учебу в Академии художеств. Важным и жизнеопределяющим стало для него то, что в 1754 году юный архитектор начал работать в качестве архитектора под началом опытного Растрелли и, наконец, в 1760 году он был произведен в архитекторы и очень быстро достиг больших успехов на этом поприще. Когда Растрелли строил здание главной резиденции русских царей — Зимний дворец, Фельтен был его активным помощником и сделал много самостоятельных работ.
Набережная Невы, изменившая облик города
Екатерина II, взойдя на престол в 1762 году и познакомившись ближе с дворцом, нашла в нем многое, что ей не понравилось. По ее желанию и распоряжению переделками во дворце занялся Юрий Фельтен.
По своему вкусу и новой моде Екатерина II хотела украсить не только Зимний дворец, но и набережную вдоль Невы у дворца. Царица решила заменить в центре города недалеко от своего дворца на набережной все деревянное на гранит. Фельтен до 1784 года занимался реконструкцией набережной Невы и то великолепие, которое мы видим сегодня в своем большинстве результат его работы.
Я много работала гидом и обратила внимание на то, что по мнению многих гостей и экскурсантов лучшим украшением города является река Нева с ее прекрасными набережными, да я и сама такого же мнения.
Знаменитая решетка Летнего сада
Юрий Фельтен воплотил в жизнь идею Екатерины II украсить вход в Летний сад со стороны набережной Невы красивой оградой. Четырнадцать лет (1770-1784) тянулись работы по созданию новой ограды с металлической решеткой, В результате появился настоящий шедевр. В 2012 году закончились большие реставрационные работы в Летнем саду, сад преобразился, то же самое можно сказать и об ограде с ее необычно красивой решеткой. Существует мнение, что это лучшая работа Юрия Матвеевича Фельтена в нашем городе. Он мог создать только этот шедевр, но его имя осталось бы навечно в истории Санкт-Петербурга. Я часто слышала мнение, что это самая красивая решетка в мире.
Малый и Большой Эрмитаж
Комплекс зданий музея Эрмитажа на набережной Невы поражает своей гармонией, удивляет и восхищает их великолепное сочетание друг с другом. Два сооружения в этом комплексе были построены архитектором Юрием Фельтеном. Малый Эрмитаж (1764), в этом здании прекрасно сочетаются два стиля: барокко и классицизм . Хочу напомнить, что здесь находится Павильонный зал с часами «Павлин».
Большой (Старый) Эрмитаж (1771) построен в классическом стиле. Он изначально строился для для размещения в нем художественных ценностей дворца.
В 1780 году по проекту зодчего через Зимнюю канавку была построена крытая галерея-проход из Большого Эрмитажа в Эрмитажный театр, и в результате в городе появился удивительно красивый и поэтичный уголок, который великолепно выглядит со всех сторон.
Церкви для разных конфессий
В нашем городе сохранились многие работы Юрия Фельтена. Всего он построил в Санкт-Петербурге семь церквей: четыре из них лютеранские, две православные и одна армянская.
В 1770 году Екатерина II решила построить в городе в память о победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря церковь и поручила это сделать Юрию Фельтену. Это православный храм, построенный в стиле неоготики. Строение очень необычное для нашего города и многие говорят, что оно выглядит, как торт.
Работа в царских пригородных дворцах и в Академии художеств
Много работал зодчий и в пригородах царской столицы. Так, например, в Петродворце в Большом дворце он оформил Чесменский и Тронный залы, а также Белую столовую. В другой летней резиденции русских царей в Царском селе он пристроил к Екатерининскому дворцу Зубовский флигель.
С 1764 года Юрий Михайлович Фельтен преподавал архитектуру в Академии художеств, а в 1789 году был назначен директором Академии и занимал этот пост до самой смерти.
Последние годы жизни и ухудшение здоровья
В последние годы он уже не мог полноценно работать, так как у него были большие проблемы со зрением.
Когда я писала эту статью, я как-то иначе стала смотреть на творчество этого архитектора и, если бы мне пришлось вести экскурсию по городу, много больше уделила бы внимание его проектам, особенно работая с гостями из Германии.



Раиса Курбангалеева
0 Комментариев