Когда я пишу о судьбе поколения, то имею в виду поколение немцев, которые достигли 17-19 лет во время Второй мировой войны и были демобилизованы в вермахт или даже, ослепленные нацистской пропагандой, отправились на войну добровольцами. Позже они стали в Германии известными деятелями культуры. О некоторых из них я уже писала. В частности, о детских писателях Джеймсе Крусе (1926 г. рождения) и Отфриде Пройслере (1923 г. рождения), об австрийском актере и певце Петере Александере (1926 год рождения).
Я написала немало статей о творчестве писателей-антифашистов, некоторые из них были напечатаны на этом сайте. Например, статья о двух романах, в которых немецкоязычные писатели пытаются разобраться с проблемой Гитлера и массового психоза, поразившего Германию, или статья о Викторе Клемперере и его книге «LTI». В свое время я много занималась творчеством писателей — эмигрантов. Несмотря на те невзгоды, которые ждали их на чужбине и утрату своего читателя, они открыто противостояли гитлеровскому режиму.
Почему они оказались изгнанниками? Отчасти из-за своих политических убеждений, отчасти из-за национальной принадлежности их или их близких. Вот, например, братья Манны. Оба из патриархальной, уважаемой семьи. Оба стали писателями. Книги Генриха сжигаются на костре после прихода Гитлера к власти, его лишают немецкого гражданства уже в 1933 году из-за выступлений против нацизма и поэтому он вынужден поэтому эмигрировать. Его брат придерживался более консервативных убеждений, хотя в 1930 году выступил с речью «Призыв к разуму», достаточно отчетливо продемонстрировавшую его отношение к нацизму. Он тоже эмигрировал с семьей в 1933 году. Но на мой взгляд, основной причиной для эмиграции в тот момент послужило еврейское происхождение его жены Кати Манн. Он поселился в Чехословакии, но власти Германии еще несколько лет уговаривали его вернуться на Родину. Ведь он был Нобелевским лауреатом. Лишь в 1936 году он был лишен немецкого гражданства.
Были и те, кто несмотря на гонения оставались на Родине. Как, например, Эрих Кестнер. Его книги тоже были сожжены, он мог писать только под псевдонимом и жил практически полулегально. Такие писатели часто создавали свои произведения, как принято говорить у немцев, «в ящик стола», в надежде, что когда-нибудь их удастся опубликовать.
Однако в последнее время мне стала интересна судьба тех писателей, которые сформировались как личности в период от прихода к власти Гитлера до начала полномасштабной войны в Европе. За 6 лет большинство мальчишек (и видимо девчонок) удалось убедить в правильности идей национал-социализма. Хотя конечно не всех. Большую роль играла семья, окружение, место проживания. Так было, например, с будущими писателями ГДР: Петером Хаксом (1928 г. рождения) и Дитером Ноллем (1927 г.рождения).
Петер Хакс, позже известный как талантливый драматург, поэт и прозаик, родился в Бреслау (сегодня Вроцлав, Польша), но поскольку его родители участвовали в социалистическом движении, то и сын был настроен против нацистов. Попытка в конце войны вместе с несколькими друзьями избежать призыва в вермахт закончилась тем, что он был арестован СС, а потом послан на работы в Чехословакию, оказался в госпитале с воспалением легких и попал в плен к американцам. Благодаря прекрасным способностям быстро освоил английский и стал работать переводчиком. Впрочем, уже через несколько месяцев американцы освободили его. В 1955 году он добровольно переехал из Западной в Восточную Германию. Пьесы Хакса пользовались большой популярностью, особенно «Разговор в доме Штейнов об отсутствующем господине фон Гете».
Его другом был Дитер Нолль. Мать Дитера в соответствии с расовыми законами Третьего рейха считалась «полуеврейкой», что вело к соответствующим репрессиям. С конца 1944 года он был призван сначала «помощником зенитчиков» (служба, которую несли подростки с 15 до 17 лет), а позже солдатом. Дитер тоже ненадолго оказался в плену у американцев. Как писатель он стал известен в основном благодаря своему роману о войне «Приключения Вернера Хольта», по которому в 1965 году студией ДЕФА был снят одноименный фильм.
А теперь пару слов о двух Нобелевских лауреатах: Генрихе Белле (1917 г. рождения) и Гюнтере Грассе (1927 г. рождения). Первый из них не относился к тому поколению, которому посвящена эта статья. Он старше их как минимум на 10 лет.
Семья Белля была верующей и настроена против национал-социализма. Генрих был одним из немногих молодых людей, не вступивших в Гитлерюгенд. Тем не менее Беллю, призванному в армию в сентябре 1939 года, пришлось служить до апреля 1945 года. Он находился сначала в Польше, работал переводчиком французского языка во Франции, а потом оказался на Восточном фронте в качестве связиста. Попав в плен к американцам, Белль был освобожден уже в сентябре того же года. К чести Белля надо сказать, что он никогда не скрывал своего военного прошлого. Более того, он относился к тем людям, которые пережив войну, никогда о ней не забывают. Уже до войны он начал писать и хотя ничто из написанного тогда не было опубликовано, он с тех пор мечтал стать писателем.
Мечта его осуществилась, с 1946 года он начал печататься. А уже в 1956 году появилась первая публикация произведения Белля на русском языке. Без преувеличения могу сказать, что Белль был самым любимым западногерманским писателем во времена моей юности. Мы с нетерпением ждали выхода очередных его романов, в библиотеках журналы с его публикациями были нарасхват. «Где ты был, Адам?», «Биллиард в половине десятого», «Глазами клоуна»… Как мы читали эти книги, как делились друг с другом впечатлениями! Начиная с 1962 года он побывал в России 6 раз. По-моему, нам пора снова вспомнить об этом замечательном писателе, Нобелевском лауреате 1972 года.
Второй Нобелевский лауреат Германии, писатель, скульптор и художник, о котором я пишу в связи с судьбой поколения — Гюнтер Грасс. Он родился в Данциге (Гданьск, Польша), в католической семье. Это примерно та же история, что и с Пройслером. С одной стороны, он, как и многие, родившиеся за пределами собственно Германии имел со стороны матери кашубские (славянские) корни. С другой стороны ощущал себя немцем. А еще боль от утраты малой Родины, взятая на себя роль изгнанника.
Грасс стал широко известен в немецкоязычных странах, а позже и за рубежом благодаря своему вышедшему в 1959 году роману «Жестяной барабан». Потом появились романы «Кошки-мышки» и «Собачьи годы», которые вместе с «Жестяным барабаном» составили так называемую «Данцигскую трилогию». Гюнтер Грасс был хорошо известен и своими политическими высказываниями. Надо сказать, что с течением времени он начал восприниматься как некий идеал человека и гражданина, защищающего ценности демократии, мир и свободу. В 1999 году Гюнтеру Грассу за его творчество была присуждена Нобелевская премия.
На пороге своего восьмидесятилетия, в 2006 году, писатель неожиданно признался. что он служил в войсках СС, куда ушел добровольцем. Конечно, то, что он участвовал во Второй мировой войне в качестве солдата, было известно давно. Однако до его признания в публикациях его биографии всегда говорилось, что он в 1944 году стал помощником зенитчиков, а затем был призван в вермахт простым солдатом-танкистом. В мае 1945 года американцы взяли его в плен на территории Чехословакии и до апреля 1946 года он находился в лагере для военнопленных.
Признание Грасса произвело тяжелое впечатление на общественность, это не совпадало со сложившимися о нем как человеке и художнике представлениями. В 2007 году он приезжал в Санкт-Петербург и выступал в СПбГУ, нашем любимом Большом Университете. Я хорошо помню, как разочарована и огорчена его признанием была моя коллега, до тех пор считавшая его чуть ли не лучшим писателем современности. Еще одно подтверждение того, что талантливый писатель совсем не обязательно хороший, порядочный человек. Так чем отличается Нобелевский лауреат Гюнтер Грасс от автора детских книг Отфрида Пройслера? Оба, видимо, стыдились своего прошлого, поэтому пытались кое-что из него скрыть. Правда, имя Грасса не носит, насколько я могу судить, ни одна школа или гимназия в Германии, так что отказываться от его имени некому.
Именно потому, что очень многие немцы во времена национал-социализма оказались под воздействием массовой нацистской пропаганды, в послевоенный период у них и, особенно, у их детей и внуков появилось чувство коллективной вины. Впрочем, это уже тема другой статьи.
0 Комментариев