
Итак, как я и писала уже в предыдущей статье о Брехте, этот замечательный поэт, драматург и режиссер умер во время постановки в его театре «Берлинер ансамбль» пьесы «Жизнь Галилея» (Leben des Galilei).
Вам уже известно, дорогие читатели, что первая редакция этого произведения, создавалась в изгнании в 1938 году, то есть, практически накануне Второй мировой войны. В Европе все ощутимее становилась угроза, которую нес немецкий национал-социализм. Новая пьеса Брехта была была связана с опасностью, уже витавшей в воздухе.
Эту атмосферу опасности для свободы личности воплощает в пьесе католическая церковь. Впрочем, Брехт на примере религии показывает опасность любого режима, присвоившего себе право решать, что следует говорить народу, а что — скрывать от него, чтобы продолжать им успешно управлять. Правда далеко не всегда удобна власть имущим, особенно если она не вписывается в старые догмы, на которых эта власть держится.
А как ведет себя человек, оказавшийся под прессом этого режима? Брехт показывает это на примере выдающегося итальянского физика, механика, математика, философа Галилео Галилея (1564-1642). Для своего произведения он использует действительные факты из биографии ученого, хотя это, конечно, не пьеса-биография в стиле Стефана Цвейга (австрийский писатель С. Цвейг создавал так называемые «беллетризованные биографии» выдающихся личностей).
Действие «Жизни Галилея» длится 28 лет, начиная с жизни ученого в Падуе (Венецианская республика), где он преподает в университете. Испытывая нужду в деньгах, ученый обращается к куратору университета, прося повысить ему жалование. Однако ему отказывают. Чтобы получить необходимую прибавку, он выдает подзорную трубу из Нидерландов за свое собственное изобретение. Он усовершенствует ее и, используя в качестве телескопа, изучает звездное небо и пытается с помощью вычислений доказать гелиоцентрическую, коперниковскую систему мира и опровергнуть геоцентрическую, птоломеевскую.
Галилей переезжает во Флоренцию, где надеется лучше обустроить свою жизнь. При этом его не смущает необходимость прогибаться перед сильными мира сего, чтобы получить необходимые материальные блага. Он решает поставить свои открытия на службу тем, кто имеет деньги и власть, властителям Флоренции — семейству Медичи.
Две страсти владеют ученым: любовь к науке, к исследованиям, к новым открытиям и стремление к обеспеченной жизни, сулящей комфорт и благополучие. Это второе стремление, казалось бы, вполне естественное для каждого человека, заставляет его шаг за шагом сдавать позиции, отказываясь от собственных открытий. В конечном счете под давлением церкви и из страха за свою жизнь он открыто признает ошибочность своих научных выводов. Интересно, что он отрекается от своего учения в 1633 году, ровно за 300 лет до прихода в Германии к власти Гитлера. Совпадение? Возможно. Но какое символичное и с какими далеко идущими последствиями..
Первая редакция пьесы кончалась 13-м действием, то есть, отречением Галилея. В этой первой редакции пьеса была поставлена в 1943 году в Швейцарии, в Цюрихе. В конце действия, бывшего тогда последним, звучит фраза Галилея, которую позже многократно цитировали «Несчастна та страна, которая нуждается в героях» (Unglücklich ist das Land, das Helden nötig hat). Однако это не конец произведения. Уже перед закрытым занавесом звучит выдержка из последнего труда ученого «Discorsi», написанного им под строгим надзором инквизиции. Лишь позже была добавлена 14-я сцена. Здесь Галилей встречается со своим учеником Андреа. Ученый рассказывает ему, что тайно ночами переписывал страницы своего собственного произведения, так как его дочь, писавшая под его диктовку, передавала все инквизиции. Важным является также признание Галилея в трусости, из-за которой он предал дело своей жизни. В 15-ой сцене Андреа вывозит рукопись Галилея за границу.
Вторая редакция пьесы создавалась во время пребывания Брехта в США, с 1944 по 1947 год, в процессе перевода произведения на английский язык вместе с актером Чарльзом Лафтоном (также фигурирующем в интернете как Лоутон или Лаутон). После атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки отношение Брехта к главному персонажу его пьесы претерпело значительные изменения. Он постарался, исправляя отдельные сцены, подчеркнуть несостоятельность Галилея как человека и недостаточную ответственность его за собственные открытия, как ученого.
Третья редакция пьесы создавалась в 1955-1956 годах, в ходе работы Брехта над «Жизнью Галилея» в качестве режиссера. Этот вариант называется Берлинским.
Имеется несколько предисловий Брехта, в которых он пытается объяснить свое отношение к Галилею, которое, как уже упоминалось, менялось от редакции к редакции. В предисловии к американской редакции Брехт однозначно воспринимает поведение Галилея как преступление. И все же, окончательное решение за Вами, читатели, слушатели, зрители.
Не всем же быть пассионариями, как Джордано Бруно. Может быть, речь здесь может идти о разумной предусмотрительности и осторожности, о самосохранении ради будущих свершений? Как далеко, однако, может завести нас конформизм?
Впрочем, на самом деле Бертольт Брехт никогда не дает своим зрителям и читателям готовых рецептов. Его произведения должны пробуждать желание думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Поэтому, даже если Вы не знаете немецкого языка, почитайте Брехта на русском, тем более, что существует прекрасный перевод «Жизни Галилея» Л. Копелева. Можно послушать в интернете и радиоспектакль с прекрасными актерами Ленинградских театров или посмотреть фильм-спектакль с Ефимом Копеляном в главной роли. А еще в интернете можно найти телефильм 1962 на немецком языке. Существует и совместный фильм Великобритании и США 1975 года, также снятый по пьесе Брехта.
Вообще-то я думаю, что актуальность этой пьесы Брехта об ответственности ученых за свои открытия и их использование в гуманных или исключительно меркантильных целях в наше время должна возрастать, ведь мы все больше приближаемся к тому, что раньше представлялось нам ни на чем не основанными измышлениями писателей-фантастов. Достаточно вспомнить историю с коронавирусом или модной сменой пола и всесильной фармакологией и другие подобные истории.
0 Комментариев