
Мое знакомство с историей жизни А. Л. Штиглица
Конечно,, я давно слышала о Штиглице, но по-настоящему заинтересовалась его личностью, побывав вместе с немецкими туристами на экскурсии в Доме Архитектора, бывшего особняка семьи Половцовых. Там я и узнала о воспитаннице барона Штиглица , вышедшей в 17 лет за Александра Половцова, о богатстве ее приемного отца, его страсти к собирательству и о многом другом, связанным с этой семьей.
Заинтересовавшись судьбой Штиглица, я неожиданно для себя обнаружила, что в Эрмитаже, где я часто вела экскурсии, довольно много ценных ковров, находящихся на экспозиции, принадлежат к коллекциям Штиглица и Половцова. Таким образом, сначала Штиглиц заинтересовал меня как коллекционер.
Чуть позже я увидела довольно объемную книгу об Александре Людвиговиче Штиглице и, не удержавшись, купила ее. Так я выяснила для себя, что этот человек был выдающимся финансистом и предпринимателем, а также потрясающим меценатом, навсегда вошедшим в историю Санкт-Петербурга.
Штиглиц — страстный коллекционер и меценат
Основав в 1876 году он Центральное училище технического рисования, чтобы готовить специалистов в области художественной промышленности, Александр Людвигович создал при нем музей, чтобы на лучших образцах мировой культуры формировать художественный вкус будущих мастеров России. Обучаемые студенты могли изучать лучшие образцы мирового искусства «вживую».
Кроме того у банкира-коллекционера имелась и своя частная коллекция. Дом Штиглица стал культурным центром, в котором собирались произведения искусства, антиквариат и редкие книги.
Финансирование обучения будущих художников и инженеров полностью легло на плечи самого Штиглица, который стремился обеспечить доступность высшего образования тем, кто действительно хотел учиться и творчески развиваться.
Барон умер осенью 1884 года, завещав очень значительную сумму созданному им Центральному училищу технического рисования, обеспечив таким образом его устойчивое будущее.
Продолжатели дела Штиглица
Его приемная дочь, Надежда Михайловна Юнина и зять Александр Александрович Половцов также активно интересовались искусством. После смерти Штиглица богатая наследница и ее муж продолжили дело выдающегося мецената.
Половцов был страстным собирателем. Его дом настоящий музей, где хранились уникальные произведения китайского, японского, французского и восточного прикладного искусства. В его собрании были гобелены, созданные по картонам Рубенса, фарфор Севра, Бове и саксонских мануфактур, эмали, ювелирные изделия и старинная мебель.
Исполняя волю тестя, Половцов вложил значительные личные средства в развитие училища и его музея. Многие экспонаты его коллекции были переданы музею при училище Штиглица. После его смерти в 1909 году значительная часть собрания была продана на аукционе в Париже, но вклад Половцова в развитие прикладного искусства в Санкт- Петербурге и в России остался неоценимым.
Что стало с музеем Штиглица после революции
После 1917 года музей оказался под управлением Академии художеств, а в 1924 году был официально передан Эрмитажу. Коллекции постепенно перемещались в фонды главного музея страны, а в 1941 году, в начале блокады, в Эрмитаж была перевезена оставшаяся часть собрания музея, перевезенная в Сампсониевский собор и оказавшаяся под угрозой уничтожения вследствие бомбежки. Так завершилась история музея в его прежнем виде.
В настоящее время в Эрмитаже можно увидеть
Шпалеры, гобелены, ковры
Собрание шпалер, поступившее из музея Штиглица и коллекции Половцева, сегодня составляет ядро коллекции Эрмитажа. В числе экспонатов — фламандские, французские и немецкие гобелены XV–XVIII веков. Это настоящие шедевры ткачества, такие как «Битва сабинян с римлянами», «Пир Клеопатры», «Сентябрь. Шамбор» и другие.
Особое внимание заслуживают восточные ковры из собрания Штиглица. Некоторые из них — знаменитые «вазовые» ковры XVI века, отобранные специально для воспитания художественного вкуса у студентов. Несмотря на то что часть ковров дошла до нас в виде фрагментов, они остаются настоящими жемчужинами музейного фонда.
Керамику, изразцы, фарфор
Помимо текстиля, музей Штиглица собрал выдающуюся коллекцию керамики. В Эрмитаже можно увидеть изделия итальянской майолики XVI века, керамику Бернара Палисси — французского мастера, создавшего собственный художественный стиль, а также предметы немецкой резной керамики и английский фарфор фабрики Wedgwood. Это примеры высокого художественного вкуса и изысканного ремесленного мастерства.
Ценные книги
Вместе с художественными предметами в Эрмитаж в 1924 году поступила и богатейшая библиотека училища Штиглица — около 20 тысяч томов. Многие из них — редкие издания по искусству, архитектуре, ремеслам, использовавшиеся студентами как источник вдохновения и учебный материал. Эта библиотека до сих пор является ценным ресурсом для исследователей.
Сегодня коллекции Штиглица и Половцова — не просто собрания предметов искусства, а живое воплощение идеи просвещения, эстетического воспитания и национального культурного развития. Их вклад в формирование музейных фондов России невозможно переоценить. Благодаря дальновидности таких меценатов российские музеи — и прежде всего Эрмитаж — могут по праву считаться хранителями мировых художественных ценностей.
0 Комментариев